Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
Реставрация – профессия, которая сочетает новейшие технологии с сохранением исторического наследия. Именно этим она сегодня привлекает все больше молодых людей. О том, как сегодня развивается реставрационная отрасль в России - в интервью с президентом Союза реставраторов России Вячеславом Фатиным.
-Вячеслав Николаевич, до сих пор реставрация привязана к нормативам и правилам регулирования строительной отрасли. Насколько важно и нужно разделить реставрацию и «стройку»?
- Мы давно говорим о том, что нормативно-правовая «привязка» реставрации к строительной отрасли рождает множество казусов. Очевидно, что восстановление исторического здание кардинально отличается от его ремонта. Однако в правовом поле, увы, эти процессы живут по одинаковым юридическим нормам. Самое печально, что это на практике приводит к потере и времени, и средств.
Например, надо отреставрировать главку древней сельской церкви, каких в России остаётся довольно много. Для этого сегодня реставраторам надо действовать по аналогии со строителями, и согласовать в «Главгосэкспертиз»е тот же объём документации, как если бы церковь эта была подвергнута капремонту! Это огромная и ненужная, если исходить из целей реставрации, работа, которая требует больших затрат. В итоге цена самих работ оказывается порой ниже, чем расходы на согласование документов.
- Как изменить ситуацию?
Первый шаг - запустить механизм ведомственной экспертизы реставрационных проектов. Её может осуществлять одна из организаций, подведомственных Минкультуры РФ. Хочу заметить, что при самом активном участии Центральных научно-реставрационных проектных Мастерских при Минкультуры РФ разработаны ГОСТы для реставрации. Разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться, чтобы попасть в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). У отечественной реставрации такой базы и в советское время не было. И это несмотря на то, что успехи наших специалистов — Льва Давида, Бориса Подъяпольского, Петра Барановского и многих других — не только не уступали, но и превосходили достижения коллег из Европы.
- Один из самых острых вопросов в реставрации – преемственность поколений. Молодёжь сегодня интересуется реставрацией?
Да, и мы наблюдаем рост интереса к нашей профессии. В этом мы убедились в ходе организованного нашим Союзом первого Конгресса молодых реставраторов в Москве в начале 2017 года. Самое интересное, молодежь сама решила объединиться, сама настояла на организации секций, семинаров, проведении мастер-классов. Инициатива шла «снизу» - никого не надо убеждать и уговаривать, есть искреннее желание молодёжи развиваться в профессии. Отмечу, что известные архитекторы-реставраторы, которые принимали участие в Конгрессе и общались с молодёжью, говорили нам – уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, студентов оказался выше, чем ожидали мэтры.
Всё это подвигло нас организовать при Союзе реставраторов России молодежную секцию. Это не менее значимый приоритет, чем защита профессиональных интересов реставраторов, формирование отраслевой нормативно-правовой базы, увеличение численности сообщества. Мы делаем акцент на поддержку нового поколения реставраторов.
Чем вы привлекаете молодежь при вступлении в Союз? Во что это должно, по-Вашему мнение, реализоваться?
- Сейчас общественные организации в сфере культуры и реставрации действуют разрозненно, нет структуры, которая бы контактировала плотно с молодежью. А реставрация – это та, сфера, где есть все условия для того, чтобы объединиться на основе общих духовно-культурных ценностей. В идеале в ближайшем будущем мы хотим организовать Всероссийское молодежное реставрационное движение. Принять участие и создать школу реставрации в ежегодном проекте Всероссийского фестиваля молодежи «Таврида» на северо-западном побережье Крыма.
Есть распространенное мнение, что реставрация – это обрекать себя на то, чтобы «копаться в старом». Как опровергните это?
Могу сказать, что реставрация становится модной профессией среди молодежи. Во-первых, реставратор – это универсал, который должен обладать и всем арсеналом архитектурных знаний, и быть профессиональным исследователем истории. Во-вторых, любой, кто сегодня ознакомиться хотя бы поверхностно с современными реставрационными технологиями (например, по приспособлению памятников к жизни современной городской среде), сможет легко убедиться, что наша отрасль одна из самых прогрессивных. И это тот прогресс, который сохраняет историю, а не разрушает её.
И нас очень радует, что такой же философии придерживаются сегодня сотни молодых людей. Это подтверждают наши молодёжные проекты, которые уже реализованы совместно с музеем «Тульский Кремль», где ребята отреставрировали своими руками 8 предметов военного времени. Сейчас эти предметы стали частью основной экспозиции музея. Проект с Российским военно-историческим обществом – речь идёт о Всероссийском конкурсе студенческих проектов «СТЕНА», в котором студенты дали свое видение реставрации и приспособления объекта культурного наследия федерального значения – Смоленская стена.
Сейчас в России для Ваших проектов подходящее время – идёт Год волонтера. Есть ли у вас какие-то предложения, связанные с работой добровольцев на памятниках архитектуры?
Волонтёрами на объектах культурного наследия должны быть обязательно студенты вузов и училищ, где обучают на профессию реставратора. В августе мы планируем открыть первую летнюю Школу реставрации в Каргополе, где также будем привлекать на практические работы студентов - реставраторов. На будущий год, как мы надеемся, их дополнят аналогичные зимние школы – это работа в фондах музеев, в реставрационных мастерских. Уже в октябре в Великом Новгороде стартует не менее интересный проект - Фресковая школа. Весной 2019 году планируем задействовать молодых реставраторов в реставрации коллекции Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника в Керчи.
Подчеркну, что все эти мероприятия, если получат поддержку, станут ежегодными мероприятиями, составной частью Всероссийского движения молодых реставраторов. Думаю, это в интересах не только государства, но и производителей реставрационных материалов, художественных красок, заводов, учебных заведений и всех, кто верит в развитие реставрационного дела в нашей стране.
Какими критериями вы руководствуетесь, когда выбираете объекты, на которых должны работать студенты и волонтёры?
Их несколько – это значимость объекта (его федеральный и реиональный статус), объём и характер работ, которые можно поручить студентам, заинтересованность в реставрации властей субъекта РФ, наличие необходимых бытовых условий, спонсорской помощи, информационного обеспечения.
Но ключевым элементом такой работы нам видится участие в ней опытных наставников. Чтобы объектам не был нанесен непоправимый урон по неосторожности, чтобы какое-то открытие не прошло мимо глаз, курировать восстановительные работы волонтеров должен профессионал. И сегодня мы выступаем за возрождение системы наставничества в отечественной реставрации: это поможет решить целый комплекс проблем, связанный с преемственностью кадров в нашей отрасли.