Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Вячеслав Фатин: «Реставрация – призвание, придающее жизни ценности»

Иногда любовь к Родине и уважение к истории страны определяет профессиональный путь человека – такой пример представляет собой первый герой нашей новой рубрики «Интервью». О том, какие тайны могут скрывать старинные постройки, трудностях, с которыми сталкиваются реставраторы, и важности воспитания молодых профессионалов рассказал и.о. начальника ГлавУпДК при МИД России, президент Союза реставраторов России Вячеслав Фатин.

ДАТА
11 мая 2023

Вячеслав Фатин

Как тема реставрации появилась на Вашем профессиональном пути, на каких объектах Вы впервые попробовали себя на этом поприще?

Я начал заниматься реставрацией более 20 лет назад и, несмотря на то, что произошло это совершенно случайно, вскоре реставрация переросла в мою большую любовь. Учась в Институте информационных технологий, экономики и менеджмента, подрабатывал на стройке, что и подтолкнуло меня продолжить обучение в Московской академии коммунального хозяйства и строительства. Тогда же создал строительную компанию, одним из первых проектов которой стали палаты царицы Софьи в Новодевичьем монастыре.

В начале 2000-х организаций, которые бы занимались реставрацией, было совсем немного – все стремились в девелопмент, возводить новые объекты и зарабатывать на этом, но никак не трудиться за бюджетные деньги. Поэтому представив на суд тендерной комиссии предложение, которое было признано лучшим, с удовольствием приступили к работе.

Чем Вас заинтересовал этот проект, да и в целом, деятельность по сохранению объектов культурного наследия?

Конечно, тогда нами двигали не столько деньги, сколько возможность поучаствовать в восстановлении культурного наследия России: начав работу, мы соприкоснулись и с историей нашей страны, и с совсем другой философией – созидания, сохранения, преумножения этого величия.

Когда снимаешь слои штукатурки, раскрывая этап за этапом исторические периоды, сталкиваешься с перерубленными окнами и дверными проемами, утраченными элементами декора, изучаешь информацию и об обитателях здания, и о замысле архитектора – просто невозможно не восстановить первоначальный облик здания или его интерьеров.

Это поднимает и сильные патриотические чувства, и чувство гордости за предков, строивших на века, создававших истинные произведения искусства. Да, и к тому же в процессе работы нередко сталкиваешься с неожиданными находками, порой открывающими новые страницы истории, и на некоторые события смотришь под другим углом.

Например, во время реставрации подклета в соборе Василия Блаженного обнаружили в завалах иконы, спрятанные там в 20-е годы прошлого столетия. Иконы потом пополнили фонды Исторического музея.

С какими другими профессиональными вызовами и находками вам пришлось сталкиваться, занимаясь реставрацией?

Да, подобных историй достаточно! Например, приступая к благоустройству территории вокруг того же собора Василия Блаженного, выяснили, что постройка имеет наклон относительно Васильевского спуска. Дело в том, что в 70-е практически всю его южную сторону залили метростроевским бетоном – конечно, конструкция получилась устойчивая, а вот грунт под ней десятилетиями вымывало, что неминуемо вызвало огромные провалы. Во время усиления фундамента обнаружили фундаменты более древнего белокаменного домонгольского монастыря Марии Египетской и княжеские захоронения, местонахождение которых до того момента оставалось неизвестным! Только представьте, там же открылась и сохранившаяся часть резного убранства, элементы славянской резьбы по белому камню…

Или другой пример. Во время реставрации Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского выяснили, что изначально его цветовая гамма была светлой, скорее фисташковой, а не привычной желтой! Помещение было перекрашено после Великой Отечественной войны, и так оно приняло привычный и для сотрудников Консерватории, и для ценителей музыки облик. Конечно, пришлось убеждать, настаивать на возвращении первоначального цветового решения. Кстати, на этом же объекте мы обнаружили витраж святой Цицилии, утраченный опять же в годы ВОВ. Одна из нацистских бомб попала в здание консерватории, повредила витраж, рассыпанные осколки которого кто-то заботливо уложил в простенок… По архивным фотографиям нам удалось восстановить этот витраж.

Наверное, не менее интересным был и проект по реставрации Ново-Иерусалимского монастыря?

На этом монастырском комплексе мы занимались реставрацией Воскресенского собора – постройки, которая, на мой взгляд, и по объему, и по конструкции будет сложнее Храма Христа Спасителя. В ходе работ обнаружили единственную сохранившуюся в России старинную колокололитейную яму. То есть технология была известна, а вот ни одной ямы историки до того момента не наблюдали!

Да и в целом, этот проект запомнился множеством других любопытных профессиональных моментов. Нам предстояло выполнить задачу по переводу собора в отапливаемый режим, что требовало изменения формы шатра – в 80-х было установлено небольшое металлическое завершие. После длительного изучения вопроса и согласования с коллегами, металлический каркас заменили на деревянный, соответствующий тому, что был при Елизавете Петровне. Это позволило утеплить собор и обеспечить движение воздуха, исключить проблемы с протечками дождевой воды и возникновением плесени.

Кроме того, там же восстановили колокольню, некогда являвшуюся частью собора, но уничтоженную немцами в 1941 году. Работа осложнялась тем, что часть кладки XVII века сохранилась, но разобрать ее не представлялось возможным. Чтобы возвести высотное инженерное сооружение при старой кирпичной кладке, были вынуждены прийти к нестандартному решению – закачали специальный мелкодисперсный цемент, превратив его в скальную породу. В результате колокольня стоит теперь, по сути дела, на земле без фундамента.

Сталкивались ли Вы с профессиональными вызовами, когда казалось, что задача невыполнима? Как решали стоящие задачи?

Наверное, среди таких вызовов все же не реставрационные проекты, а вещи, связанные с управлением и менеджментом. Поясню, о чем идет речь. По решению Министра культуры меня назначили руководителем ФГУП ЦНРПМ – Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, который тогда находился в плачевном состоянии. Коллективу не выплачивалась заработная плата, задолженность перед субподрядчиками росла, как снежный ком, множились и другие проблемы. Осложнялась ситуация тем, что дело разворачивалось в 2009-2010 кризисные годы.

Пришлось освоить роль антикризисного менеджера, много и усердно работать. Но в течение года мы наверстали сроки – организация преодолела кризис, удалось сохранить коллектив – а ведь это специалисты высшего класса, хранители истории и традиций реставрации с 1947 года – года создания ЦНРПМ.

Как в Вашей профессиональной жизни появился Союз реставраторов России?

Идея создать такой Союз появилась в 2013 году. Дело в том, что наша страна одна из богатейших в мире по количеству уникальных памятников культуры. Приведу несколько цифр: 140 тысяч объектов культурного наследия, в том числе 25 тысяч – памятники федерального значения и 26 объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стало очевидным, что изучение и уход за этим наследием должно осуществляться в партнерстве представителей власти и экспертного сообщества – для чего и было принято решение организовать Союз. В 2014 году я был избран его президентом. Конечно, привлечение финансирования, развитие организации потребовало усилий. Сегодня Союз насчитывает 600 специалистов, представляющих 45 российских регионов!

Мы участвуем в разработке законопроектов, норм и правил проведения реставрационных работ, а также  в мероприятиях по усовершенствованию системы аттестации подготовки профессиональных кадров; контролируем соблюдение принципов научной реставрации; занимаемся защитой и продвижением интересов организаций и специалистов, развитием частно-государственного партнерства в области реставрации, выполняем ряд других задач.

Главным принципом нашей работы остается разработка механизмов взаимодействия структур, которые влияют и заинтересованы в развитии реставрационного дела в России, но делаем мы это с уважением традиций и тех мастеров, имена которых по праву вошли в мировую историю реставрации. И, конечно, колоссальное внимание уделяем работе с молодежью, привитию любви к профессии, содействию в подготовке высокопрофессиональных кадров.

Как я уже отмечал раннее, реставрация – специфическое занятие, несметных материальных благ оно не принесет, поэтому молодежь не стремится связывать с ним профессиональный путь – только 10-15 процентов выпускников профильных вузов остаются в профессии. Остальные, желая создавать свое, творить, а не следовать первоначальной мысли архитектора или художника, уходят в дизайн и другие смежные отрасли.

В этой связи мы активно работаем со студентами, вывозим их в регионы, знакомим с архитектурой, традициями, организуем встречи и образовательные мероприятия, в том числе практические, позволяющие получать необходимые навыки и развиваться в профессии. Действует специализированная секция «Молодых реставраторов», проводим выездные школы в российских городах, где ребята работают на реальных проектах, а также конгрессы и фестивали, направленные на вовлечение выпускников и начинающих специалистов в наше общее и такое интересное дело.

К слову, недавно с успехом завершился уже II Междисциплинарный колоквиум для студентов строительных и художественных специальностей с новых территорий Российской Федерации. Всего в серии мероприятий приняли участие 45 юношей и девушек из Донецка и Луганска. Совместно с партнерами мы организовываем специальные образовательные программы для этих специалистов, которым в скором времени предстоит восстанавливать разрушенное культурное наследие.

Деятельность Союза реставраторов не ограничивается Москвой, как обстоят дела с реставрацией в регионах?

Как я уже отмечал выше, в Союзе состоят представители 45 регионов страны. Активно действуют региональные отделения, открываются новые. Например, в конце прошлого года начало работу наше отделение в Донецкой Народной Республике. Конечно, коллегам мы всецело оказываем методическую помощь.

Какие эмоции Вас посетили после того, как Вы приняли предложение работать в ГлавУпДК при МИД России? Было ли что-то, что особенно впечатлило на новом поприще?

Не открою тайны, по профессиональным вопросам я сталкивался с ГлавУпДК и до начала работы здесь. Конечно, это было связано с реставрационной деятельностью, ведь в ведении организации сосредоточена, пожалуй, одна из крупнейших в Москве коллекций исторических особняков. Скажу честно, работать с такими произведениями искусства, да еще и используемыми для такой важной миссии, как размещение иностранных посольств и резиденций – почетно!

Далее предстояло знакомство с уникальным имущественным комплексом ГлавУпДК. И это не только объекты культурного наследия, а еще и собственные жилые и офисные здания, многофункциональные комплексы, помещения которых предоставляются в аренду, клиника с собственным стационаром, два загородных комплекса отдыха, гольф-клуб… Спектр деятельности, которую ведет Предприятие, широк – он охватывает практически все стороны пребывания в Москве дипломатического корпуса. Кроме того, мы оказываем услуги и российским физическим и юридическим лицам.

Но более всего меня поразил коллектив ГлавУпДК – то, с каким уважением сотрудники Предприятия хранят традиции, заложенные поколениями предшественников, внимательно и чутко относятся к потребностям клиентов, стремятся брать на вооружение лучшие из современных практик – впечатляет!

Как Вы оцениваете текущее состояние реставрационной отрасли в России?

Конечно, сегодня в нашей сфере ситуация также нестабильна, как и в строительстве. Здесь сказывается и влияние известных макрофакторов, и ряд объективных обстоятельств. Например, реставрация до сих пор не рассматривается как отдельный вид экономической деятельности, а подчиняется нормативам строительства, хотя и является самостоятельной отраслью. Есть вопросы, связанные и с тарификацией, например, работы художников, а также постоянным удорожанием материалов, импортозамещение также накладывает некоторые ограничения.

Тем не менее, убежден, реставрация сейчас стремительно набирает обороты – развиваясь, как отрасль, да и вопросам необходимости сохранения объектов культурного наследия уделяется все больше внимания на уровне власти. Взять хотя бы конкурс Московская реставрация, который ежегодно проводится в столице, работы участников неизменно впечатляют. И, безусловно, с гордостью регулярно наблюдаю в числе лучших ГлавУпДК – только в 2022 году премии были удостоены работы, проведенные нами на трех объектах: городских усадьбах А.В. Маркина и Лодыженских-Загряжских-Рукавишниковых, а также флигеле усадьбы Морозовых.

В завершение нашего интервью позвольте спросить Вас, какое из старинных столичных зданий Вам большего всего нравится?

Конечно, сложно выделить какое-то одно здание, особенно, когда ко многим из исторических особняков имеешь профессиональное отношение! Тем не менее, не могу не выделить Дом Перцовой – дом 1 в Курсовом переулке. Для меня этот «русский терем» – гордый образец своеобразия национального искусства, здание, на фасадах которого разворачиваются сказочные сюжеты, которое хочется изучать, исследовать вновь и вновь!

Впечатляют не только архитектурные формы здания, которые, без преувеличения, поражают, но и удивительное художественное оформление. Кстати, оно было создано по рисункам замечательного художника Сергея Малютина – автора росписи первой матрешки. На фасадах здания оживают потрясающие майоликовые панно с былинными и сказочными деталями из керамики: зайцы, рыбы, причудливые цветы, ягоды, сцепившиеся в схватке бык и медведь. Один из балконов поддерживают фигуры мифических существ – не то змей, не то драконов, за что горожане прозвали здание – Дом с крокодилами.

Неудивительно, что такая экспрессивная постройка привлекала творческих личностей – здесь когда-то работали мастерские художников, знаменитое кабаре «Летучая мышь», бывали Станиславский, Немирович-Данченко, другие столпы отечественной культуры.

Не менее интересна и история хозяина дома – Петр Николаевич Перцов также являлся хранителем ценностей Храма Христа Спасителя, расположенного прямо напротив здания №1 по Курсовому переулку. Но это уже совсем другая история… 


Источник: ГЛАВУПДК