Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
Музей-заповедник в Переславле-Залесском вновь принял группу молодых реставраторов на время выездной школы «Мастерская реставрации золоченой резьбы». Это второй совместный проект Союза реставраторов в Переславле, где в июле этого года студенты провели реставрацию масляной живописи приуроченную к 350-летию со дня рождения Петра I.
С 21 по 31 октября восемь молодых специалистов и студентов из художественных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Твери под руководством почетного реставратора Санкт-Петербурга, реставратора-позолотчика художественных изделий высшей категории Маргариты Владимировны Лутовой завершили консервацию и укрепление пяти скульптур XVIII-XIX вв. из запасников музея. Среди них две объемные скульптуры Апостолов, которые приведены в экспозиционный вид и три разрозненных предмета из иконостаса, на которых были выполнены консервационные работы - реставраторы остановили разрушение древесины, удалили поверхностные загрязнения, укрепили грунт. Это первая школа Союза по реставрации произведений, выполненных в технике полихромной золоченой резьбы. По итогам школы подписано соглашение о дальнейшем сотрудничестве Союза реставраторов с Переславским музеем.
Маргарита Лутова, почетный реставратор Санкт-Петербурга:
- Музей нам предоставил пять скульптур XVIII-XIX вв., которые находились в разном состоянии и требовали сложных рестарационных процессов. Были осыпи грунта основания, потертости, загрязнения неизвестного происхождения, древесина разрушена жуком, повреждена позолота. Особенности работы с золотом предполагают свой подход к каждому предмету, например, укрепляя грунт и расчищая загрязнения очень важно не стереть позолоту. Для многих ребят это был совершенно новый опыт работы позолотчика. Я считаю, что мы сделали очень важный реставрационный этап – остановили разрушение древесины, который требует кропотливой работы и аккуратности. Я очень благодарна главному хранителю музея Наталье Владимироване Аратовой, которая создала все условия для нашей работы, отдыха и культурного досуга. Вместе с сотрудниками музея мы проводили реставрационные советы, и также очень благодарны Союзу реставраторов за организацию таких школ. Задача реставраторов состоит в том, чтобы получить культурное наследие, сохранить его и передать следующим поколениям. Это чувствуешь, когда работаешь и с масштабными памятниками, такими как иконостас в Петропавловской крепости или позолота залов Екатерининского дворца, и с небольшими малоизвестными предметами.
Наталья Аратова, главный хранитель Переславль-Залесского музея-заповедника:
- Мы отобрали те предметы, которые находились в запасниках и требовали срочной реставрации. Две скульптуры Апостолов Петра и Павла находились в лучшем состоянии, и за десять дней ребятам удалось полностью завершить реставрационные работы. Это позволило нам привести их в полный экспозиционный вид и на сегодняшний момент они могут быть представлены посетителям. Остальные три скульптуры были в более аварийном состоянии, с большими осыпями красочного и золоченого слоя. Было сделано аварийное укрепление и полная консервация, а также пробная расчистка записей на предметах. Было выявлено что до автора сохранилось несколько слоев записей, это зафиксировано в реставрационных документах. Мы договорились со студентами из Академии Штиглица, что два предмета в 2023 году поедут в Санкт-Петербург на последующую реставрацию в качестве темы дипломных работ. Это вторая совместная школа с Союзом реставраторов, для нас она прошла намного легче. Мы смогли заранее подготовиться, предоставить реставрационные материалы, организовали реставрационную мастерскую. Для небольших провинциальных музеев большая удача получить возможность привести в экспозиционный вид предметы из запасников музея для наших посетителей. Среди планов провести школу по реставрации графики и мебели из нашей коллекции.
Елена Платонова, магистрант второго курса, реставрация произведений декоративно-прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица:
- В выездных школах Союза реставраторов России я участвую не впервые. Проект привлек меня тем, что это первая школа по моему основному профилю - реставрации произведений, выполненных в технике полихромной золоченой резьбы. Из пяти скульптур на реставрацию я взяла памятник, который находился в аварийном состоянии - «Христос на облаке из композиции «Воскресение Христово» XVIII века. Перед началом реставрации было проведено визуальное исследование. По результатам осмотра было выявлено, что вся поверхность красочного слоя и металлизированного покрытия скульптуры находится под слоем поздней записи. За десять дней мы успели сделать первичную консервацию, подготовили скульптуру для дальнейшей реставрации. За время выездной школы я получила опыт проведения научно-исследовательской работы, так как моя магистерская дипломная работа предполагает реставрацию скульптуры «Распятие» XVIII века из собрания Переславского музея-заповедника. Общение с научными сотрудниками, посещение архива сделали большой вклад в мой диплом.
Егор Казимировских, художник-реставратор Гохран России, начальник реставрационного хранилища:
- Для реставратора очень важна универсальность. Я закончил Строгановку, факультет искусства реставрации, кафедра реставрации художественного металла и факультет МГУ «Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере», специализация «Музейно-галерейный менеджмент», и начал работать еще на четвертом курсе. Это моя вторая выездная школа реставрации с Союзом, до этого я был в Нижнем Новгороде на проекте по реставрации темперной живописи в 2021 году. Мне очень нравятся ваши выездные практики, потому что есть возможность совмещать работу с обучением, и узнавать что-то новое для себя. Реставрация позолоты – новое для меня направление, которое лишний раз позволяет открыть перспективные возможности в профессии.
Анастасия Гаврилова, магистрант второго курса СПГХПА им. А.Л. Штиглица, специализация реставрация темперной живописи:
- Два года назад я закончила обучение по специализации реставрация декоративно-прикладного искусства и поступила в магистратуру. Во время обучения на бакалавриате я занималась реставрацией золоченой резьбы, проходила практику в Русском музее, в Новгородском музее. Параллельно с учебой я работаю по разным профилям выполняя частные заказы, и не понаслышке знаю особенности работы с золочением - среди моих работ реставрация деревянных рам, икон. Влага губительна для позолоты, поэтому нужно учитывать условия дальнейшего хранения предмета. Особенности работы с золотом – это огромный опыт мирового реставрационного сообщества, который предполагает укрепление памятников синтетическими реставрационными материалами. Эти моменты мы старались учитывать во время школы в Переславле и делились своим опытом со студентами младших курсов.