Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Правовое регулирование реставрационных работ и пользования объектами культурного наследия

Проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия требует четкого и досконального правового регулирования и регламентирования. Только имея на вооружении такие нормативы, можно добиться необходимого разграничения строительных и реставрационных работ. Своя нормативная база необходима и для последующего использования отреставрированных объектов. Создание такой базы — одна из наиболее актуальных задач Союза реставраторов России.

ДАТА
2 июля 2015

Очевидно, что работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся по специальным методикам и технологиям в этом, собственно, и заключается отличие реставрации от капитального и нового строительства. На практике же нередко бывает, что эти методики не соблюдаются, памятники восстанавливают, следуя обычным строительным правилам, что в результате приводит к их повреждению или даже утрате. Происходит это во многом из-за отсутствия или несоблюдения соответствующих нормативов.

Справедливости ради надо сказать, что в сфере проведения реставрационных работ законотворческий процесс не стоит на месте. В данный момент у нас действует федеральный закон, регулирующий реставрационную деятельность (ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации») и статья 52 Градостроительного кодекса РФ. На основе ранее существовавших сводов реставрационных правил созданы первые национальные стандарты по сохранению объектов культурного наследия в виде ГОСТов. На сегодняшний момент уже девять из них утверждены Росстандартом. Помимо стандартов, касающихся состава проектной документации, разработаны нормативы, которые регламентируют непосредственно сам порядок проведения реставрационных работ. Кроме этого, создана новая сметно-нормативная база, которая сейчас проходит согласование и заменит собой «старую» базу, созданную в 1984 году.

Но если в сфере регламентации реставрационных работ наблюдаются очевидные сдвиги, то в отношении норм дальнейшего приспособления памятников этого пока сказать нельзя.

Отреставрированные памятники не могут существовать как законсервированные музейные экспонаты под открытым небом. Приспособление их для использования в современных условиях — в качестве культурных, религиозных, коммерческих объектов — собственно, и есть одна из конечных целей реставрации. Однако и здесь — уже в процессе эксплуатации и при проведении ремонтных работ, необходимых для поддержания памятника в надлежащем состоянии, — мы сталкиваемся с недостаточно разработанной правовой базой.

Создание, каких норм необходимо в первую очередь? Во-первых, должен быть составлен Технический регламент, связанный не только с реставрацией, но и с приспособлением исторических зданий. Необходимо иметь четко сформулированные нормы, описывающие какие работы можно проводить, а какие нельзя, какие параметры приспособления допустимы, а какие нет. Такой документ сделает эксплуатацию и приспособление памятников понятными и прозрачными, гарантирует их собственнику или пользователю защиту от субъективных оценок со стороны органов охраны памятников и иных контролирующих органов. И он же позволит контролировать и планировать затраты на проведение любых работ на объекте и ведение эффективной общей хозяйственной деятельности.

Во-вторых, необходимо присваивать памятникам статус страхового объекта, чтобы начала работать система страхования, которая позволит снизить риски, связанные с производством ремонтных работ на памятнике и с его эксплуатацией. Не секрет, что техногенные проблемы непредсказуемы и в случае их возникновения они будут покрываться страховыми выплатами — достаточно ввести понятие КАСКО для объекта приспособления. Да, вопрос страхования сложен, так как у нас пока нет единой методики оценки стоимости утраты и нанесенного ущерба. Но этот путь преодолим, так как в этой сфере накоплен достаточный мировой опыт, к которому стоит обратиться.

В современных условиях государство не может взять на себя реставрацию всех памятников культурного наследия — в первую очередь по финансовым соображениям. Безусловно, существующие сейчас государственные научные реставрационные институты должны участвовать в этой деятельности, как минимум, составляя научно обоснованные реставрационные проекты и документацию, но без привлечения сторонних инвесторов в сферу сохранения культурного наследия нам все равно не обойтись. И только создание четкой правовой базы поможет регулировать этот процесс и направлять его в правильное русло. Отсутствие такой базы будет мешать сохранению памятников — с одной стороны, и отпугивать инвесторов — с другой. Над ее созданием будет, в числе прочего, работать Союз реставраторов России.