Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
С 5 по 12 августа 2024 года в Вологде прошла выездная школа реставрации для студентов архитектурного и художественного направлений из девяти регионов России.
В течение недели несколько групп реставраторов проводили работы на значимых объектах культурного наследия - Вологодском Кремле и Спасо-Прилуцком Димитриев монастыре.
Ирина Константиновна Белоярская, научный руководитель архитектурной части проекта, профессор кафедры архитектуры и градостроительства Вологодского университета высоко оценила подготовку школы: «Мы очень слаженно провели этот проект, ему предшествовала большая методическая подготовка. Для архитекторов был организован большой конкурс, по итогам которого отобрали двенадцать человек. Мы разбили участников на три группы по уровню подготовки и сложности объектов. Студентки выполняли графическую реконструкцию на объектах Северное и Восточное прясла крепостной стены Вологодского Кремля и вносили свои предложения по реконструкции. «Экономский» и «Безымянный» корпуса – первые примеры каменного гражданского зодчества XVII в. на территории Вологды. Я считаю, что главная цель этой школы помочь студенту понять, что архитектор-реставратор – это «архитектор плюс». Он должен иметь глубокие знания и в истории, и в теории занимаясь научной реставрацией на объектах».
Ольга Александровна Соколова, научный руководитель художественной части школы, председатель Вологодского отделения Союза реставраторов, художник-реставратор с огромным опытом, второй раз принимает участников проекта в Спасо-Прилуцком монастыре. «Вторая школа реставрации позволила нам задуматься о создании постоянно действующей реставрационной мастерской в Вологде, как это было реализовано в Нижнем Новгороде. Нам очень не хватает специалистов в регионе, которые могли бы работать с иконами на постоянной основе. В этот раз в реставрацию было взято семь предметов, в том числе икона «Богоматери Владимирской» конца XVII-начала XVIII вв. На иконах сделаны основные работы – укрепление грунта и красочного слоя, укрепление древесины, сделаны пробные раскрытия, подготовлены паспорта, исторические справки и описания икон. При поддержке правительства области мы посетили Кирилло-Белозерский музей, Белозерск и Горне-Успенский монастырь», - отметила Ольга Соколова.
В проект также была включена теоретическая часть. Вице—президент Союза реставраторов России Сергей Борисович Куликов считает, что в сотрудничестве с региональным отделением Союза в Вологде проходят значимые проекты не только для архитекторов, но и для художников. «Наша инициатива была поддержана Митрополитом Вологодским и Кирилловским, а также Комитетом по культурному наследию, который предоставил нам возможность прочитать лекции на своих площадках. Мы провели занятие по теории и методологии сохранения объектов культурного наследия со ссылкой на зарубежный и отечественный опыт, рассказали о нормативно-правовом регулировании, и по реакции студентов было понятно, что им это интересно», - подвел итоги проекта Сергей Куликов.
Лекцию о российских реставрационных материалах кампании «Реноватор» из Санкт-Петербурга провел Кирилл Юрьевич Цебынин, ведущий специалист компании. Он познакомил слушателей с продукцией «Реноватора» и этапами работ на объектах: «Мы впервые сотрудничаем с Союзом реставраторов, с 2014 года полностью перешли на импортозамещение. Мы сами делаем разработки, создали свою лабораторию и гордимся использованием отечественных материалов на объектах культурного наследия в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ялте».
Елена Вагнер, студентка второго курса отделения реставрации из Ростова-на-Дону впервые работает с Союзом реставраторов: «Это мой первый опыт практической реставрации на объекте культурного значения. Мы работали над «Экономским корпусом» XVII века, сделали обмеры и практическую реконструкцию на момент постройки здания для дальнейших реставрационных работ».
Художник-реставратор из Ельца Елизавета Тихонова – член молодежной секции Союза реставраторов России, выпускница Елецкого колледжа искусств, приехала в Вологду для повышения квалификации. В частной мастерской она занимается реставрацией темперной живописи, и опыт в Вологде позволит применить новые решения, предложенные вологодскими реставраторами.