Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Молодые реставраторы восстанавливают изразцы ярославской школы в Переславле-Залесском

В четвёртый раз Переславль - Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник принимает молодых специалистов для работ со своими экспонатами. С 22 по 31 марта студенты и выпускники художественных институтов под руководством московского реставратора Анастасии Тиньковой работают над печными изразцами ХVIII века, которые были переданы музею частным коллекционером.

ДАТА
28 марта 2024

По мнению руководителя проекта, художника-реставратора первой категории Анастасии Олеговны Тиньковой из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря реставрация изразцов позволяет освоить новые методы работы с керамикой.

«Мы идем очень быстрыми темпами, опережая программу. Сначала мы делали очистку, потом укрепляли и делали восполнение фрагментов, попробовали снятие форм, отливку форм, выполнили доделки по месту утрат. Сейчас многие остановились на стадии абразивной обработки и некоторые уже готовы перейти к тонировкам», - рассказывает о рабочих процессах руководитель научного проекта.

Для десяти участников школы опыт работы с керамикой позволил не только получить новые навыки, но и определиться с дальнейшими планами в своей карьере. Татьяна Крушина, выпускница СПГХПА им. А.Л. Штиглица по специальностям станковая темперная и масляная живопись планирует продолжить обучение по реставрации керамики и стекла: «Мне удалось побывать на выездной школе реставрации в Переславле-Залесском два раза, на разных направлениях. Школа оказалась полезна лично для меня, поскольку собираюсь продолжить повышение квалификации. Сейчас я работаю в Международном центре реставрации в селе Рождествено, Ленинградской области.
Новым для меня оказалось то, что пришлось работать с объемным предметом, что вносит некоторые коррективы в методический подход к объекту, отличный от станковой живописи».

Для многих студентов художественных колледжей выездные школы Союза реставраторов – способ определиться с выбором направления высшего образования. Кантемир Коков, студент факультета реставрации масляной живописи третьего курса Колледжа дизайна при Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М.Бербекова, впервые стал участником выездной школы: «Мне очень понравилась богатая культура Переславля-Залесского и, конечно же, сама школа реставрации. Как художник, я никогда не работал с гипсом, до этого у нас были практические занятия только по реставрации живописи в Колледже. Я планирую получить высшее образование в Санкт-Петербурге, и надеюсь, что в студенческие годы мне удасться еще не раз побывать на выездных практических занятиях».

Заведующая сектором реставрации Переславль-Залесского музея-заповедника, реставратор темперной живописи Любовь Александровна Левченко координирует работу группы. «Совместные проекты с Союзом реставраторов идут с 2022 года, две школы были по живописи и одна по деревянной золочёной скульптуре. После проведения школ по масляной живописи нам захотелось внести разнообразие в образовательные проекты, потому что в нашем собрании очень много предметов из разных материалов. Со своей стороны, мы должны создать условия для приезжающих специалистов, поэтому тщательно изучаем возможности работы с теми или иными материалами. Музей готовится к переезду в здания исторического завода ЛИТ, в которых будут созданы более комфортные условия для реставрации экспонатов музея. Поэтому у нас планируется обновление экспозиции, и мы были очень заинтересованы в том, чтобы отреставрировать изразцы XVIII века», - так оценивает результаты нового проекта Любовь Левченко.

Наталья Леонидовна Сергеева, заведующая отделом научно-исследовательской и экспозиционной работы Переславль - Залесского музея-заповедника.

«Выбор предметов для школы реставрации в этом году неслучаен. 2024 год объявлен годом семьи. Семья – это, прежде всего, очаг, возле которого собираются близкие люди, это свой дом, где тепло и уютно. Очаг – это печь. Отсюда и выбор экспонатов. Старинные печные изразцы всегда являлись украшением жилища. И тогда, и сегодня печные изразцы воплощают красоту и подчеркивают достаток дома. Изразцовое искусство существует в России более десяти веков, у нас накоплено большое количество артефактов, тем важнее поддерживать их в экспозиционном виде».