Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
С 26 июня по 2 июля 2023 года в Переславле-Залесском работает Выездная школа реставрации для художников «Реставрация масляной живописи, посвященной эпохе соцреализма». Это третий совместный проект Союза реставраторов России и Переславского музея-заповедника. В школе принимают участие шесть студентов-реставраторов: из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского института культуры и Колледжа дизайна Кабардино-Балкарского университета.
Под руководством научного руководителя, художника-реставратора первой категории Ирины Владимировой молодые специалисты проводят реставрационные работы на картине «На лесах Большого театра» художника Виктора Попкова, а также произведениях «Лестница, ведущая к церкви Александра Невского» и «Крыльцо и собачья будка» О.Л. Делла-Вос-Кардовской из собрания музея. В 2024 году картина «На лесах Большого театра» будет выставлена в Государственной Третьяковской галерее на персональной экспозиции работ Виктора Попкова - советского художника, представителя сурового стиля, работавшего в эпоху соцреализма в 1960-70-х годах.
По мнению Натальи Аратовой, главного хранителя Переславского музея-заповедника, выездные школы реставрации имеют очень большое значение. Особенно это касается габаритных полотен, которые требуют длительной реставрации и транспортировки в реставрационные мастерские. «Со своей стороны мы предоставляем все необходимые материалы, проводим реставрационные советы. Под наблюдением нашего музейного реставратора проводится фотофиксация, составляется вся необходимая документация для подготовки картины к участию в выставке художника в Третьяковке. Работа школы ничем не отличается от полной реставрации музейных предметов в центрах», - отметила Наталья Аратова.
Ляна Кармова, студентка Колледжа архитектуры и дизайна из Нальчика считает, что в ходе практики ей открылась удивительная возможность немного углубиться в такую обширную профессию, как реставратор. «Это по-настоящему удивительная работа, которая требует огромного багажа знаний и большого опыта. Отдельную благодарность я бы хотела выразить научному руководителю, моим коллегам по проекту и организатору школы – Союзу реставраторов России».
Художник-реставратор Ирина Владимирова второй раз работает со студентами в Переславле: «В этот раз мы реставрируем картину советского периода, выполненную в очень характерной для того времени технике «а ля прима». У этой техники есть своя болезнь – расслоение красочного слоя, которое укрепляется с использованием классического осетрового и синтетического клеев. Все участники школы освоили укрепление различными способами и процесс подбора материала для удаления поверхностных загрязнений. Реставрация картины близка к завершению, мы подготовили ее для дальнейшего экспонирования», - рассказала руководитель школы в Переславле.