Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
Анастасия Макарова - руководитель молодежной секции Союза реставраторов России. По профессии – художник - реставратор музейной и монументальной скульптуры. Еще студенткой кафедры реставрации Российского государственного гуманитарного университета она начала работать в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГОСНИИР) под руководством опытных наставников. Какие цели ставят перед собой молодые реставраторы, как относятся к культурному наследию страны и ради чего работают? На эти и другие вопросы нам ответит наша собеседница.
Анастасия, что тобой руководило при выборе профессии?
- Реставрация скульптуры не самое распространенное направление. Специалистов не так много, как в других видах реставрации. Учитывая то, что скульптура может быть из разных материалов – натурального камня разных пород, гипса, глины, работа с ней дает большой простор по поиску реставрационных решений. К тому же эта работа не с плоскостью, а с объемом, которая так же часто подразумевает необходимость тонировок и живописных навыков.
Почему именно реставратор, а не художник или дизайнер, что сейчас наверно более востребовано?
- Потому что моя специализация позволяет работать с подлинными предметами старины. Более того, объекты, попадающие в работу самые разнообразные: от советской скульптуры до памятников археологии. Работа с ними – это постоянный источник поводов для саморазвития.
- Например?
- В прошлом году мы разрабатывали проекты реставрации двух памятников Николаю Васильевичу Гоголю. Один из них работы скульптора Н.А. Андреева на Никитском бульваре, другой – скульптора Томского на Гоголевском бульваре. Это интересно еще и потому, что ГОСНИИР занимался этими памятниками неоднократно, у нас есть материалы обследований двадцатипятилетней давности. Замечательно, когда есть возможность соблюсти преемственность работы.
Тебя назначили руководителем молодежной секции Союза реставраторов России. Как удается сочетать основную работу с общественной и зачем тебе это нужно?
- Общественная работа – это кризис специалиста среднего возраста (смеется). Мы уже что-то понимаем и умеем, сил на освоение базовых навыков тратить больше не нужно, а в следствии этого появляется время и желание заниматься общественной работой. А потом я сама ведь была студенткой и понимаю потребности молодежи в освоении профессии.
Ты считаешь, что студентам реставраторам интересно быть в составе Союза, что это им дает?
- Думаю, что да. Мои слова подтверждаются их интересом и активным вступлением в секцию. За 2 месяца работы в аппарат Союза поступило около 80 заявлений о вступлении из 12 регионов России и даже республики Белорусь. В основном это студенты профильных вузов, желающие жить жизнью Союза, помогать, участвовать в проектах. Как оказалось, молодежи очень важно объединяться в сообщества и делать что-то новое.
- Какую программу вы им предлагаете, чем будет наполнена их жизнь?
- Мы начали работу с цикла лекций «Основы законодательства в сфере реставрации». В качестве лекторов приглашаем известных реставраторов, экспертов, государственных деятелей. Продолжаем, ставшую уже традиционной, культурно-патриотическую акцию «Дорогами памяти, дорогами победы!» В ее рамках в конце апреля мы едем с участниками секции в Тульскую область сажать деревья в мемориальном парке музея усадьбы «Ясная Поляна» и открывать выставку студенческих отреставрированных работ в военно-историческом музее «Тульский Кремль». Специально для этой выставки ребята отреставрировали несколько мемориальных предметов из научно-вспомогательного фонда музея. Студенты из нескольких вузов откликнулись на наш конкурс, объявленный совместно с Российским военно-историческим обществом по реставрации и приспособлению к современному использованию оборонительного сооружения - Крепостной стены в Смоленске. Проект не будет ограничиваться только конкурсом, дальше мы надеемся на старт волонтерского лагеря, в рамках которого будет постепенно реализовываться работа по реставрации, консервации и музеефикации Смоленской крепостной стены, в том числе и силами студентов-реставраторов. Для них мы планируем организовать обмерную и производственную практику в Смоленске, лекции.
- Имея опыт работы со студентами, как ты видишь себя в сотрудничестве с молодыми реставраторами секции?
- Я могу сказать, что у ребят есть конкретные запросы, часто очень неожиданные. Без их участия сложно предугадать интересные темы лекционных и практических занятий. Поэтому одна из моих функций – это взаимодействие с ними для того, чтобы оперативно и правильно понимать, что им интересно в будущей или уже полученной профессии.
- В этом году впервые Союз реставраторов России решил сделать выездную реставрационную школу для молодежи. Как будет реализована данная инициатива?
- Летние школы есть во многих общественных организациях - Союзе театральных деятелей, у коллег-археологов, а также за рубежом. Поэтому инициатива сложилась из коллективного опыта смежных профессий и дисциплин. В качестве места летней школы мы выбрали город Каргополь Архангельской области. Руководство области поддержало инициативу нашего президента Союза реставраторов России Вячеслава Фатина. На территории Каргополя располагается более пятидесяти объектов гражданской постройки, памятников истории и культуры и 12 объектов культового зодчества. Деревянное зодчество – это одна из проблемных областей реставрации в плане срочной необходимости работ на многих аварийных объектах. Но это направление также интересно и в плане экскурсионных поездок, здесь можно совместить актуальные реставрационные вопросы и интересный маршрут. Совместно с Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем мы также проведем несколько занятий по реставрации темперной живописи, текстиля и каменных памятников.
- Что бы ты порекомендовали студентам и выпускникам, чтобы быть успешными и развиваться в этой профессии?
- Не бояться инициатив и интегрироваться в профессиональное реставрационное сообщество, как раз через вступление в нашу секцию. Реставрация всегда была довольно закрытой отраслью, в основном мы имели возможность попасть в профессию благодаря нашим учителям. Со стороны Союза реставраторов, даже если в учебном заведении нет прямой связи с ведущими реставрационными центрами и организациями, посредством членства в секции все заинтересованные в этом молодые люди смогут получить такую возможность. У нас есть план работы, утвержденный в ходе первого заседания секции, у нас есть поддержка наших опытных наставников. Вполне возможно, что все наши проекты перерастут во Всероссийское реставрационное движение молодежи. Вопросы образования, проблемы трудоустройства решать вместе гораздо легче, в том числе и выносить их для обсуждения перед представителями власти. Мы работаем и посмотрим, что из этого получится.