Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации
16 сентября 2025 года в рамках Международного научного симпозиума НК ИКОМОС, Россия, состоялась пленарная сессия «Сохранение, приспособление и вовлечение объектов культурного наследия в экономику современного города».
Как сохранить историко-архитектурную ценность места и вложить в неё новые смыслы? Какие условия необходимо соблюсти при работе с исторической средой? Какую роль играют различные объекты культурного наследия в развитии современного общества? На эти и другие вопросы искали ответы представители власти, бизнеса и общества, обсуждая международные стандарты и российский опыт.
Открыла пленарную сессию модератор Валерия Владимировна Мозганова, руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM.
Первым взял слово Леонид Викторович Кондрашев, Первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы, Президент НК ИКОМОС, Россия, который предложил задуматься о «постнаследии» и «постреставрации». Как относиться к культурным объектам, спорили еще со времен Платона, который считал, что прошлое – это источник полезных данных. Современные культурологи называют культурное наследие концептом, отражающим определенный способ интерпретации прошлого. Спикер обратил внимание на печальный тренд современности.
«Культурная чистка, к сожалению, считается одним из важных факторов ведения войн. Мы в Сирии, на пальмире, столкнулись с тем, что идет попытка разрушить не только соседнее общество, государство, но и его культурное наследие. Этому нужно четко противодействовать. Мало задокументировать, сохранить и изучить объект культурного наследия – его надо популяризировать, чтобы люди задумались о реальной реставрации».
Чтобы здания не разрушались и были введены в хозяйственный оборот, Министерство строительства РФ проводит работу по упрощению мер археологической экспертизы, сообщила Мария Владимировна Синичич, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
«В Екатеринбурге, Архангельске, Туле и Тюмени архитекторы смогли свои объекты подчеркнуть и вписать в жизнь городов. Я надеюсь, в совместной работе ИКОМОС и нашего министерства, найдутся точки соприкосновения и решения, как работать с историческим наследием» - поделилась эксперт.
Исторические здания действительно все чаще приобретают новые функции. О самых ярких проектах такого приспособления рассказала Анастасия Евгеньевна Надеева, заместитель генерального директора по иностранным проектам и объектам наследия Проектного бюро APEX.
«Ограничения в нашей сфере становятся возможностями найти нестандартные решения. Их приходится искать по разным причинам: экономическим, технологическим или общественным запросам, на которые обязательно нужно отвечать. Мы сейчас можем увидеть в Москве, как объекты культурного наследия несут образовательную функцию, используются коммерчески. Самый знаковый наш объект – ГЭС-2, который из гидроэлектростанции стал арт-центром с подземным пространством и территорией рядом со зданием. Главное – сохранить баланс между сохранением исторической аутентичности и современными потребностями общества».
Как ограничения дают дополнительные возможности девелоперу, рассуждала Мария Алексеевна Молошникова, исполнительный директор ООО «Столичное археологическое бюро». Когда застройщик и археолог начинают сотрудничать, то могут произойти важные исторические находки, которые в итоге делают объект уникальным. Так на территории Чижевского подворья было найдено шесть тысяч артефактов, а при вскрытии подвала во дворце Разумовских пришлось два года укреплять стены и фундамент, заниматься перепроектировкой, устраняя ошибки предшественников.
Как популяризация объектов культурного наследия превращается в инструмент развития, рассказал Дмитрий Александрович Дмитриев, заместитель генерального директора ФГБУК АУИПИК. По его словам, культурные объекты становятся модными, потому что инвесторы хотят романтики и общественного признания. «В городе Данилов Ярославской области популяризация маленьких проектов активизировала экономику целого города. Небольшой инвестор сделал город узнаваемым. Чтобы помочь будущим инвесторам найти новые идеи и смыслы, мы проводим конкурсы, такие как «Достояние», записываем подкасты, работаем с ДОМ.РФ, сдаем объекты культурного наследия в аренду и являемся активным игроком на рынке популяризации».
Как сохранять памятники архитектуры, прокладывая и реконструируя железнодорожные пути, на конкретных кейсах рассказывал Игорь Владимирович Мицук, генеральный директор АО «Мосгипротрас». «Мы проложили шесть железнодорожных путей в трех метрах от дворца Елизаветы Петровны XVIII–XIX веков, сохраняя объекты. Сегодняшняя нормативная база позволяет осуществлять такие решения. Мы входим в комиссию, которая вырабатывает нормативную базу от правового обоснования стабилизации грунта, усиления фундаментов до тонкостей работы с водой в Москве. Мы впервые применили ноухау – антивибрационные маты на пути Каланчевская -Курская. Все это получилось в плодотворном обсуждении градостроителей, архитекторов, экспертов в культурной сфере и железнодорожников»- поделился эксперт.
Конструктивный диалог с инициативными группами выстроить удается не всегда. Михаил Михайлович Груничев, генеральный директор ENGEO Development на примере своего проекта «Большая Дмитровка IX», дома 1903 года по проекту Адольфа Эриксона, рассказал, как столкнулся с разбалансировкой процесса разработки, согласования и реализации проекта приспособления. «Мы заканчиваем объект, и вдруг люди приносят исторические фото, показывающие, что надо было нам все делать по-другому. С этим нужно что-то делать. Например, подключать эти группы строго на начальном этапе, привлекать ИИ для поиска информации. Еще более серьезная проблема – итерационность процессов согласования проекта между ДКН, Мосгосэкспертизой прочими надзорными организациями. Мне кажется, надо вводить главенство организаций, которые занимаются надзором, на всех этапах, повышая привлекательность таких проектов для коммерческих структур».
Одним из ключевых вопросов приспособления культурного наследия часто становятся финансы. Анна Сергеевна Маликова, директор подразделения «Туризм» АО Банк ДОМ.РФ напомнила собравшимся, что до 2030 года действует льготная ставка кредитования восстановительных работа объектов культурного наследия. «Малый бизнес не всегда умеет работать с банками, часто не имея даже финмодели, а значит, может не уложиться с реконструкцией к 2030 году и потеряет льготное кредитование. У нас есть мотивация подсказать инвестору, что делать.»
Иногда единственной возможностью противостоять культурной чистке становится цифровизация объектов. Об этом рассказала Наталья Федоровна Соловьева, заместитель директора ИИМК РАН. Она заметила, что сейчас на Ближнем Востоке и в Африке под угрозой находятся 211 тысяч памятников. Для их информационного спасения существует цифровой архив ЦСА ИИМК РАН – система по сбору, анализу и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации об объектах культурного наследия.
«Первоочередная задача научного сообщества – тщательно документировать наследие. Окно возможностей может закрыться».
В завершении мероприятия говорили о приятном – как похорошела ВДНХ. Сергей Валерьевич Соколов, руководитель архитектурного управления АО ВДНХ, показал слайды с информацией о приспособлении исторических павильонов под музеи и выставки, рассказал о многочисленных победах этих павильонов на ежегодном фестивале «Архитектурное наследие». Сейчас ведется работа по включению памятников ВДНХ в список наследия ЮНЕСКО. Дополнила его доклад Надежда Владимировна Филатова, руководитель Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, вице-президент НК ИКОМОС, Россия.
«Путь к наследию ЮНЕСКО не быстр и непрост. Чтобы он начался, нужен был волевой импульс со стороны государства, Минкульта РФ, и потенциал самого объекта, который оценивают эксперты международного сообщества и нашего института. Мы выявили и номинировали аспекты, которые позволяют нам соответствовать критериям. Надеемся, что у нас и наших потомков появится новый культурный объект мирового значения».