Дмитрий Кульчинский: Наша работа – не только творчество, но и ответственность за процесс и результат

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Дмитрий Кульчинский: Наша работа – не только творчество, но и ответственность за процесс и результат

2 июля 2016 года исполнилось 90 лет Дмитрию Николаевичу Кульчинскому, академику, архитектору-реставратору высшей категории, Почетному реставратору Москвы.

ДАТА
4 июля 2016

Хранители Наследия» искренне поздравляют юбиляра, который в этот же день отмечает 65-летие своей работы в архитектурной реставрации!

Сегодня, 2 июля 2016 года, Д.Н. Кульчинского чествуют на специальном приеме в ЦНРПМ. Правительство Москвы присвоило ему (в 2014 г.) звание «Почетного реставратора Москвы». Его поздравляют градозащитники, его интервью («У меня в душе ни одного седого волоса»)публикуют столичные газеты. 

Дмитрий Николаевич, имея звание "Почетного реставратора", остается реставратором действующим. Он отнюдь не «почивает на лаврах», но активно делится с более молодыми современниками бесценным опытом, советами, воспоминаниями. Год назад он рассказал «Хранителям Наследия» немало интересного об истории воссоздания в 1960-е годы Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте. 

Именно этой работой Дмитрий Кульчинский вписал свое имя в архитектурную летопись Москвы. Сам мастер, правда, говорит, что не считает этот объект самым главным в своей длинной биографии реставратора. Неудивительно: в его послужном списке – десятки знаменитых памятников истории и архитектуры.

Сегодня мы публикуем краткие заметки Д.Н. Кульчинского о своих работах 1950-1990-х гг. Такими и должны быть, наверное, авторские заметки мастера – точными, емкими, выражающими суть. Иллюстрациями послужили авторские рисунки из архива Д.Н. Кульчинского, любезно предоставленные им для нашей юбилейной публикации.

kul1.jpg

Реставратор Дмитрий Кульчинский о своих работах

«Московский Кремль

Комплексный эскизный проект по историко-архитектурным объектам Кремля: реставрационная часть совместно с ЦНРПМ; участие в составлении общей программы работ по Кремлю, Институт Генерального плана Москвы, «Моспроект» с участием «Мастерской реставрации» (руководитель В.Я. Либсон, ЦНРПМ).

Большой Кремлёвский Дворец

Огромная работа по фасадам и интерьерам дворца. Выдано более 500 чертежей по реставрации и приспособлению для современного функционирования.

Исполнители производства реставрационных работ в интерьерах – мастерские Ленинграда, Киева, Одессы. Мастерские Москвы делали в основном фасады.

Работа главного архитектора проекта – это, кроме творчества, еще и ответственность за процесс и результат. Пример ответственности за качество чертежей: выполнение чертежей щитовых паркетов сложной конфигурации и рисунка для полов Владимирского зала. Клёпки паркета из дерева ценных пород были изношены, растесаны очень сильно «до обратной стороны». Работы по производству этих паркетных щитов одновременно выполнялись и в Подмосковье, и в Киеве, и в Одессе. И вот к всеобщей радости - всё сошлось при монтаже!

Реставрация богатого убранства архитектурного облика дворца сопровождалась большим объемом работ по замене нарушавших исторический облик интерьеров современных элементов, например, отопительных приборов. Проблемы поиска деликатных решений таких приспособлений возникали почти во всех помещениях: в Георгиевском и Владимирском залах, в Грановитой палате и т.д. Каждый пример такого решения уникален. Интереснейшая история восстановления столпа Грановитой палаты.

kul4.jpg

Работы в комплексе БКД велись во всех помещениях тоновского дворца, и в Теремах, и в дворцовых церквах, и т.д. Реставрировалась колоссальная площадь фасадов. Это требовало предварительного послойного изучения красочной поверхности стен с выявлением их первоначальных покрасок. Выявление и восстановление утраченных элементов, например, изготовление элементов изразцовой облицовки и установка их на барабанах Верхоспасского собора.

Овальный зал здания Сената. Арх. М. Казаков. ХVIII в.

Зал с куполом и классическим пилястровым ордером декора стен, богатым рельефом, был перекрыт потолком. Купол стал частью чердака, куда были сведены многочисленные коммуникации. Перед реставраторами был поставлен вопрос: «Можете ли сделать, как было при Казакове»? Потолок был разобран, всем элементам архитектурного убранства был возвращён их первоначальный облик, включая возвращение коринфского ордера убранству стен, в соответствии со следами, выявленными реставраторами под позднейшим ионическим. История восстановления Овального зала, как и история каждого объекта в Кремле, необыкновенна. Связана со сложными переговорами с «высочайшим заказчиком» и т п. На этом объекте добиться согласования нашего проекта на полное изменение планировки зала, с целью вернуть ему удивительную первоначальную красоту, спроектированную Матвеем Казаковым, помог председатель Совета Министров СССР Алекесей Косыгин.

Успенский собор

В Соборе много лет неоднократно выполнялись различные консервационные и реставрационные работы. Основной задачей работ в 1970-х годах было обеспечение научной реставрации фасадов. Самое главное, вернее, самое интересное, о чем хочется вспомнить – это сохранение уникального, единственного в Москве дошедшего до нас «огневого» золочения куполов, медные листы которых пострадали и от времени, и от попадания снаряда в 1918 году. Естественно, что в проектную документацию пришлось   включить и замену медного покрытия куполов и их позолоты на лак «мордан», поскольку технология огневого золочения в парах ртути давно уже была строго запрещена как смертельно опасная. И уникальность куполов собора должна была неизбежно потеряться, если бы не мое обращение в ЦНПРМ к инженеру В. Гончару, а затем к специалистам института МВТУ им. Баумана. Специалисты предложили путь спасения старого золочения способом укрепления медных карт с оборотной стороны с последующим возвращением на место уже прочных карт, что позволило куполам сохранить свой особый блеск. Реализация проявленной инициативы, официально заявленной, как рацпредложение, иногда представляется мне, как мой важнейший вклад в сохранение облика Кремля, поскольку кроме как на Успенском соборе уже нигде не встретишь этой удивительной красоты золота, пришедшей из древних времен и чудом сохранившейся.

Археологические исследования по Кутафьей башне

Участие в реставрационных работах археологов, раскопки территории, примыкающей с юга к Кутафьей башне и до отметки реки Неглинки, позволила выполнить графические реконструкции облика башни в различные периоды от самого её создания. На основании найденного в Кремле археологами фрагмента древнейшей остроумной конструкции, удерживающей основание земляного вала под стеной, удалось наглядно представить этап создания Кремля. Мною были выполнены графические реконструкции, послужившие основой дальнейшего реставрационного проектирования.

kul3.jpg

Грот в Александровском саду. Арх. О.И. Бове.

При первом знакомстве с объектом поражало его ужасное состояние. Внутри почти всё – и стены, и своды - были облиты дёгтем (может быть, от комаров?) Колоннада исчезла. Оставались только следы колонн. Но в кладке всё же сохранялись включенные в нее фрагменты каменного архитектурного декора взорванной стены Арсенала. Колоннада была восстановлена (по фото) уже из белого камня. Места лепных рельефов фриза заняли соответствующие копии ампирных деталей. На основании изображений на одной из гравюр фигур двух львов решено было поставить на верхней площадке Грота копии скульптур львов, характерных для времени создания Александровского сада, из экспозиции филиала Музея архитектуры, тогда находившегося в Донском монастыре.

Манеж

Здание освобождалось от функций автомобильного парка-гаража - со взрывами для сноса его конструкций в интерьере, для размещения большого выставочного зала. Генпроектировщиком и исполнителями работ были организации «Метростроя» (ответственный – замначальника «Метростроя» Полежаев). Проектно-реставрационные вопросы были доверены нашей мастерской № 7 «Моспроекта». Был необходим поиск общего языка реставраторов - хранителей подлинной старины - со специалистами по проведению самых современных работ. Это удалось. Один пример - возвращение в зал нескольких десятков рельефных гербов Москвы с двуглавыми орлами, воссозданным по найденным мною остаткам одного. Это почти детективная история - как орлы были спрятаны от принимающей объект комиссии. Ведь в это время в Москве по-прежнему сбрасывали двуглавых орлов, в том числе и восстанавливаемых моими коллегами на реставрационных объектах. Много необычных совместных решений было принято для максимального и научно обоснованного восстановления (от цоколя до фронтона) Манежа, учитывая его новое приспособление под выставочный зал. Были выполнены интересные исследования и особенно обмеры, актуальные после последнего пожара и, к сожалению, недостаточно использованные.

Дом А. Долгова на Большой Ордынке («Дом Жемочкина»)

Объект интересен тем, что его создание связано с именами выдающихся архитекторов 18-19 веков – В.И. Баженова и О.И. Бове. Они же - создатели церкви Всех Скорбящих Радости, расположенной на другой стороне Б. Ордынки и построенной также на средства А. Долгова (дяди жены В. Баженова). Считалось, что главный дом усадьбы, изображенный в «Альбоме М. Казакова» был полностью перестроен в 1822 году (время работ О.И. Бове над храмом). Но реставрационные исследования показали, что стены 18 века, в основном, сохранились. При реставрации в общем послепожарного облика были раскрыты фрагменты 18 века (северный фасад полностью, но без лепнины). Фасады первых этажей двухэтажных флигелей, фланкирующих курдонёр, реставрированы с включением всех остатков элементов 18 века. Монументальные пилоны ворот были воссозданы по фотодокументам и остаткам основания. Первый этаж уличного фасада южного флигеля отреставрирован на основании сохранившихся фрагментов и деталей 18 века (в 1997 г. южный флигель усадьбы Долгова снесен по распоряжению столичных властей, заменен грубым новоделом, превосходящим прежнее здание по габаритам – Ред.).

Спасский собор Заиконоспасского монастыря

Отмечаются 2 этапа работ на памятнике: 1) возвращение очень пострадавшего облика фасадов после освобождения от размещенного там коммунального жилья или общежития Метростроя и гаража. Восстановлено (в конце 1950-х гг.) по обнаруженным остаткам уникальное покрытие из белокаменных плит; 2) дополнительные работы, проводившиеся уже в действующем соборе.

Павловская (4-я Градская) больница. Арх. М. Казаков. 18 в.

Реставрация фасадов Главного здания больницы, по проекту арх. М. Казакова построенного по указанию царицы Екатерины Великой на месте деревянной больницы, в которой лечился её сын цесаревич Павел. Особенно интересным моментом реставрации является воссоздание лепного декора в нишах ризалитов с классическими пилястровыми портиками. При натурных исследованиях в нишах, от которых оставались только следы их контуров, оказались остатки – кусочки гипсового декора сложной композиции из акантовых листов и других классических элементов, перемешанные со штукатурным раствором. По этим кусочкам удалось точно восстановить утраченный декор, уничтоженный, очевидно, после смерти М.Ф. Казакова при завершением работ с участием уже архитектора Д. Жилярди. Кроме воссоздания облика ризалитов главного корпуса, интересными реставрационными решениями были воссоздания пилонов ворот ограды с фигурами львов перед главным корпусом , реставрация комплекса флигелей, входившего в общий ансамбль. Работа в интерьере церкви с реставрацией декора и живописи купола (главный художник Н.П. Сычёв). Работы по куполам над церковью на крыше не производились, как и реставрация самой крыши.

А также реставрация купольной ротонды архитектора Жилярди в восточной части территории больницы с восстановлением первоначального облика ротонды с куполом, пострадавшего при эксплуатации в качестве ремонтной мастерской автомобильного транспорта с пробивкой больших ворот и пр. Сейчас в ней размещается музей больницы, недавно отметившей свой юбилей.

Жилой дом 18-19 вв. на улице Сретенка, 17

В основном реставрация фасадов с исследованиями, позволившими восстановить характер его облика в 18 веке. Реставрация интерьеров с сохранением элементов декора 19 века в анфиладе комнат. В настоящее время в здании расположен банк.

Дача Орлова («Голубятня»)

Также два этапа реставрации: 1) серьезные реставрационные работы 60х гг. Приспособление под районную библиотеку; 2) приспособление под сигарный клуб и ресторан в 2000х. Проект, победивший на Московском конкурсе реставрации.

Триумфальная арка

Преимущества: интереснейшая история принятия решения о реконструкции; много фотографий очень выигрышных; интересная история производства новых и установки сохранившихся элементов и многое другое.»

kul5.jpg

Дмитрий Кульчинский. Биография реставратора

Заслуженный деятель искусств. Академик Академии архитектурного наследия. Лауреат Государственной премии России. Почетный реставратор Москвы. Архитектор-реставратор высшей категории. Кавалер Ордена Почета и других государственных наград. Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству». Государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Работает главным специалистом в научном отделе ЦНРПМ при Минкультуры РФ. Член Союза Архитекторов и Союза Реставраторов. Ветеран труда.

Дмитрий Николаевич Кульчинский родился 2 июля 1926 года в Харькове. Его отец – Николай Игнатьевич Кульчинский - был из семьи священников, из рода св. Иннокентия Иркутского, урожденного Ивана Кульчинского, чьё имя глубоко почиталось в семье. Он получил высшее духовное образование, преподавал историю на историческом факультете Харьковского института марксизма-ленинизма работал над диссертацией, посвященной изгнанию наполеоновских войск из России. Погиб (около 1926-27 гг., точная дата не известна) возможно, в результате репрессий и разгона харьковского Института марксизма, подобного ГАХН в Москве, собравшего самых интересных учёных, философов, историков тогдашней Украины.

Мать – Татьяна Терентьевна Охрименко (во втором замужестве - Кудрявцева) - ветеринар, микробиолог, кандидат наук. Отчим Д.Н. Кульчинского был военным ветеринаром, окончил войну в звании майора. В 1929 году семья переехала в Ленинград, а в 1933 – в Москву. В 1943 году Дмитрий Кульчинский поступил на подготовительное отделение Московского Авиационного института и после 10 класса был принят на Моторный факультет МАИ, готовивший кадры для насущных задач военного самолетостроения. В 1946 году перешел в Московский Архитектурный институт. По окончании института по распределению был зачислен в «Моспроект» в «Мастерскую реставрации памятников архитектуры».

Творческая деятельность Д.Н. Кульчинского в области охраны и реставрации объектов культурного наследия началась сразу после окончания МАрхИ в 1951 году и продолжается по сей день. Он реставрировал более 60 знаменитых архитектурных и исторических памятников Москвы и России. Им и под его руководством проведены реставрационные исследования, научная фиксация, выполнена проектная документация и осуществлено руководство по ее реализации при реставрации и приспособлению более сотни важнейших объектов. Дмитрий Николаевич за долголетнее служение воспитал множество учеников и последователей.

Д.Н. Кульчинский, как главный архитектор проектов, в течение 1960-70-х гг. вел работы в Московском Кремле. Его объекты - это Большой Кремлевский Дворец (Грановитая палата, парадные залы и резиденция, Теремной дворец), Овальный зал Сената, Арсенал, Грот в Александровском саду, колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Кутафья башня.

В конце 60х годов Д.Н. Кульчинский был главным архитектором проекта и руководителем бригады архитекторов-реставраторов по восстановлению Триумфальной арки 1812 года. Эта работа была удостоена в 1974 году Государственной премии по архитектуре.

Kulchinsky.jpg

Он также был автором реставрационного проекта и руководил реставрационной частью восстановления Манежа после его освобождения от гаражей и переоборудования в Центральный выставочный зал в 1957 году. Многие из воссозданных с его участием и по его проектам объектов перед началом работ находились в тяжелейшем состоянии, как, например, соборы Заиконоспасского и Рождественского монастырей. В ходе исследовательских научных изысканий им было сделано немало открытий, которые впоследствии были использованы в ходе реставрационных работ.

Творческий подход Д.Н. Кульчинского позволял находить решения сложнейших задач сочетания строгого научно-реставрационного метода сохранения и восстановления историко-художественного облика памятника и обеспечения требований современного использования. Для спасения анфилад и интерьеров усадебных домов ХVIII-ХIХ вв. был найден корректный способ укрепления стен и создания служебных и технических помещений. Этот прием использовался как в работе 1950х годов при реставрации дворца – «Дачи графа Строганова на Яузе», так и в 1999 году при восстановлении и приспособлении «Голубятни» («Дачи графа Орлова»). Последняя работа была отмечена Правительством Москвы дипломом лауреата конкурса на лучшую реставрацию.

Среди значительных объектов реставрации - Павловская больница, усадьба Горки, а также Дом Долгова на Ордынке и Шефский дом в Хамовниках, которые на основании исследований Д.Н. Кульчинского были включены в

Вкладом Д. Н. Кульчинского в историю охраны и реставрации памятников стало участие в разработке охранных зон. Им было предложено новое направление в градостроительной охране истории Москвы. По его методике были начаты работы по комплексной оценке кварталов старой Москвы. В настоящее время без этого вида исследований не рассматривается ни один проект.

В 1970-80-х гг. Д.Н. Кульчинский работал заместителем начальника Управления изобразительного искусства и охраны памятников Министерства культуры СССР. На этом посту он стал активным участником создания первого в стране Закона об охране памятников истории и культуры, а также подзаконных актов и нормативных документов. Многое сделал он для совершенствования системы органов охраны памятников, решения актуальных вопросов в деле проектирования и производства реставрационных работ. Его административное и авторитетное профессиональное участие спасло от сноса Дом Третьякова в Замоскворечье, от искажения - облик шатра-купола, который в те годы восстанавливали на соборе в Ново-Иерусалимском монастыре. Так же как в прежние годы его профессиональное и гражданское участие спасло от разрушения, такие памятники культурного наследия Москвы, как Храм Воскресения в Кадашах, Английский двор и ряд памятников в Зарядье и многие другие.

Д.Н. Кульчинским были подготовлены несколько выставок, привлекающих интерес к отечественной реставрационной и охранительной деятельности.

В 1988 году он возвращается к практической деятельности, работая заместителем директора по научно методической и проектной работе объединения «Союзреставрация», затем начальником проектной мастерской и главным архитектором проекта.

В числе работ Д.Н. Кульчинского в ЦНРПМ, которые велись в последние годы, реставрация усыпальницы Романовых в подклете собора Новоспасского монастыря, возвращение первоначального облика дома-памятника на Сретенке, 17, восстановление фасадов зданий на Петровском и Цветном бульваре и т.д. Выполнены проекты реставрации памятников ансамбля «Мамоновой дачи» на Воробьевых горах, Вдовьего дома на Кудринской площади. Большая работа проводилась по научной реставрации малых архитектурных форм из художественного металла в Замоскворечье.

kul6.jpg

Д.Н. Кульчинский передает молодым коллегам свой опыт, чувство уважения к объектам зодчества, чувство ответственности за аргументированность принимаемых решений, влияющих на судьбу наследия. Он участвовал в работе Секции аттестации архитекторов-реставраторов Комиссии Минкультуры, многие годы являлся членом президиума ЭКОС при главном архитекторе г. Москвы.

Искренний интерес Дмитрия Николаевича к охране архитектурного наследия выразился в его участии в разработке проектов подзаконных актов о реставрации и охране объектов культурного наследия и др. Результаты его исследований и наблюдений при работе на памятниках были отражены в многочисленных публикациях и докладах, в том числе, в трудах ЦНИИ теории и истории архитектуры, сборнике «Искусство Ломбардии» (Милан), и др., в периодической печати.

Д.Н. Кульчинский – академик Академии архитектурного наследия. В феврале 2011 года он подтвердил свои достижения и творческую активность, аттестовавшись, как государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Он продолжает работать в ЦНРПМ в должности главного специалиста Научного отдела.