Сергей Семенцов: профессия реставратора должна получить свой профессиональный стандарт

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Сергей Семенцов: профессия реставратора должна получить свой профессиональный стандарт

Сергей Семенцов: профессия реставратора должна получить свой профессиональный стандарт

Недавно прошедший III Cъезд Союза реставраторов России объединил профессионалов из различных областей. Актуальная проблема выработки профессиональных стандартов волнует многих специалистов. Для рубрики «Союз в лицах» Сергей Владимирович Семенцов, доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета рассказал о своем видении профессии и изменениях в реставрации.


Сергей Владимирович, расскажите что изменилось в профессии за время Вашей карьеры?

 - За всю жизнь я не отреставрировал и не спроектировал ни один объект, но я постоянно занимаюсь охраной наследия. Мне очень интересны крупные объекты с исторической точки зрения. Я учился в том же институте, в котором сегодня и преподаю. После студенческих проектов стал заниматься реставрацией Садовой улицы, которая пересекает весь центр города. В последние годы на ней восстановили Никольские торговые ряды, памятник архитектуры конца XVIII-начала XIX вв., в которых сейчас располагаются гостиницы и кафе. Архитектура торговых рядов была создана еще при Петре, например, первый Гостиный двор был заложен в 1705 году на Троицкой площади на Санкт-Петербургском острове. Гостиный двор на Невском проспекте построен по такому же принципу. Реставрация памятников в Санкт-Петербурге имеет свои особенности, когда нужно учитывать особенности рельефа, подземных вод и многого другого. В мастерских Генплана Ленинграда я занимался реставрацией центра города, который на тот момент был совершенно не изучен. Много времени проводил в архивах, на натурных исследованиях, учился разбираться в архитектурных стилях и применении памяников в современной жизни – реконструкции, реставраврации и приспособлении. В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века реставрация в Ленинграде была на подъеме. Сначала в списке числилось восемьсот памятников, а позже их стало насчитываться восемь тысяч только в городе не считая пригородов. Я попал в общую волну изучения и осмысления центра города. И это приучило меня к тому, что во всем должен быть юридический смысл. Освоить Петербург не имея глубокого исследовательского опыта невозможно. Это позволило мне перейти к подготовке реставрационных кадров.

 

На Съезде в Вашем докладе прозвучал тезис о том, что профессия архитектора-реставратора испытывает огромное давление со стороны нового строительства и законодательно не оформлена. Что может помочь реставраторам, особенно молодым, в такой ситуации?

- Как бы это странно не звучало, но по подготовке кадров для реставрации мы находимся на уровне Средневековья и эпохи Возрождения. Это очень хорошая школа, когда опыт от мастера передается подмастерью. Но масштабы сейчас другие, это могло спасать раньше, но не работает в современных условиях. С одной стороны, у нас нет юридической защиты профессии, с другой - системы преемтсвенной подготовки. После войны были прекрасные реставрационные организации, которые были связаны как с охраной памятников, так и с профессиональными стандартами. К сожалению, и об этом говорили на Съезде, в постсоветское время очень многое было утрачено. И приходится по крупицам воссоздавать все заново.

Нужно создать систему, которая обучала бы в нужном объеме и в нужном качестве. В прошлом году началась акция группы из разных министерств по оптимизации профессии, и нас могли просто уничтожить объединив вместе со строителями, дизайнерами, архитекторами. Но нашей организации «Федеральное управление образования»  удалось отстоять профессию на общероссийском уровне. Мы показали что есть строительные специальности, а есть архитектурные, и нам удалось утвердить три профессии – это  архитекторы, градостроители и архитекторы-реставраторы.

 

Что Вы можете сказать об известных реставрационных школах, в частности про петербургскую?

- В Санкт-Петербурге пишется очень много книг о реставрации, об охране памятников. Наша реставрационная школа возникла еще до революции, но ее массив проявился уже после. Псковская школа стала продолжением наших традиций, новгородская школа тоже идет от нас. Это обусловлено богатством их культурного наследия и общими культурными связями. Было очень интересно послушать мнение коллег из этих регионов. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО всегда вызывают восторг где бы они не находились. Поэтому так важно беречь общее культурное наследие, обмениваться опытом его сохранения в целом, и профессии реставратора в частности,  как на уровне отдельных стран, так и в общемировом контексте.


Возврат к списку