Мария Пологова: «Не нужно останавливаться на достигнутом»

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Мария Пологова: «Не нужно останавливаться на достигнутом»

Мария Пологова: «Не нужно останавливаться на достигнутом»

С 2018 года при Союзе реставраторов России работает Молодежная секция, которая объединяет молодых специалистов, начинающих свою карьеру и находящихся в поиске возможностей развития и получения практики. Одним из “выходцев” секции является молодой архитектор-реставратор Пологова Мария, добившаяся больших успехов в своей профессиональной деятельности. Мы решили узнать у Марии, над какими проектами она работала и чем занимается сейчас, какие возможности и пути карьерного роста есть у молодых специалистов.

Мария, расскажите, как пришло решение посвятить реставрации свою профессиональную деятельность? С чего началась Ваша любовь к реставрации и архитектуре?

В детстве у меня была одна самая любимая книга про усадебные дома, такие сложные тексты я ещё не умела тогда читать, а вот картинки мне очень нравились. И почти каждый день я доставала эту книгу, выбирала какую-то усадьбу и с бабушкой садилась её срисовывать. Потом я училась в художественной школе, стала хорошо рисовать, а параллельно наблюдала за родителями инженерами, и уже в конце школы знала точно в какой университет буду поступать - на архитектора. Почему-то это даже не обсуждалось.

А вот с реставрацией случилась любовь незапланированная. Изначально, я думала, что буду учиться на кафедре архитектуры, но когда опубликовали списки, оказалось, что я попала к реставраторам. Естественно, я тогда очень расстроилась, а потом у нас начались предметы с уклоном в реставрацию, и я поняла, что всё произошло не случайно - я попала именно туда, куда нужно.

После университета у меня был период, когда я ходила на всевозможные курсы и лекции по реставрации, мне хотелось познакомиться с разными подходами. Я окончила курсы повышения квалификации в МАрхИ «Актуальные вопросы архитектурной реставрации», курс ReNew «Практикум по реконструкции зданий» в МАРШе, вступила в секцию молодых специалистов в Союзе реставраторов России.

Сейчас я уверена, что выбрала правильный путь. Во-первых, я каждый день получаю огромное удовольствие от того, что делаю, хотя, сохранение наследия - это очень сложная задача, заниматься которой нужно с полной отдачей и любовью. И во-вторых, мне приятно осознавать, что я занимаюсь важным и полезным делом, ведь сохраняя памятники, мы изучаем свою историю и познаем себя. Я в этом вижу даже некую миссию.

002.jpg

 

Крупный проект, который был реализован Вами вместе с Союзом реставраторов России - "У Подножия Барбакана" и "У подножия Барбакана 2.0". Оба выиграли Президентские гранты в 2020 и 2021 годах. Расскажите о них поподробнее

«У подножия Барбакана» - один из самых ярких проектов в моей практике!

Он длится уже третий год. Всё началось в 2019 году, я тогда познакомилась с Марией Портновой и Оксаной Хановой.

Была идея сделать архитектурный проект благоустройства территории к востоку от барбакана Судакской крепости. Первым делом мы поехали туда исследовать местность, это было в октябре 2019 года. В течение недели мы обмеряли, делали фотофиксацию и изучали архивные материалы. Потом, когда начали систематизировать весь собранный материал, поняли, что это может быть не просто проект благоустройства, а что-то большее. Решили подать заявку на Президентский грант. Прямо там, в Судаке, заполнили заявку, придумали название «У подножия Барбакана» и расписали весь план подробно и пошагово.

Спустя время нам пришел ответ, что наш проект выиграл грант, конечно мы были очень счастливы!

И сразу после этого стали работать ещё интенсивнее.

Мы с Оксаной оформили всю имеющуюся информацию и решили собрать междисциплинарную команду молодых специалистов, ведь это уже был научно-образовательный социально ориентированный проект. Параллельно проводили социологическое исследование с местными жителями на тему того, как они видят в будущем территорию у барбакана, чего бы они хотели. Был проведен соцопрос и глубинные интервью с жителями города Судак. Мы планировали организовать недельную выездную мастерскую в Судаке, в течение которой участники будут разрабатывать тот самый проект благоустройства и реставрации.

В итоге, практически все наши идеи воплотились в жизнь. Спустя месяц мы отобрали 10 молодых специалистов (архитекторов, конструкторов, инженеров и даже социолога) из разных уголков страны (Москва, Томск, Вологда, Череповец, Санкт-Петербург). В августе 2020 года поехали все вместе в Судак. За неделю была проделана колоссальная работа!

Мы исследовали территорию, изучили транспортную и пешеходную доступность, функциональное зонирование, местные материалы, дух места и ещё много всего.

В результате получили 2 огромных презентации на 65 листов, которые защищали перед Дирекцией музея-заповедника «Судакская крепость». Главной идеей проекта стал показ археологии, которая расположена на территории проектирования: кладки стены общественного здания XIII в., могил и склепа X-XII веков, остатков кузни и древней оборонительной стены (предположительно). Всё это мы узнали из архивных документов, отчётов И.А. Баранова, который вёл раскопки в этом месте в конце 1970-х гг. И тут возник вопрос - для того, чтобы продолжать работу, необходимо провести археологические раскопки. Это и стало темой второй части проекта «У подножия Барбакана 2.0», который мы опять подали в Фонд президентских грантов.

В феврале 2021 года мы узнали, что проект стал одним из победителей. Предстояло снова найти команду и всё организовать.

Нашим научным руководителем и начальником экспедиции стал опытный археолог Олег Васильевич Шаров - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.

В этот раз выездная школа длилась две недели в июне-июле 2021 года.

Мы снова собрали междисциплинарную команду из 10 участников (археологов, историков, архитекторов, реставраторов-художников, реставраторов ДПИ и даже юриста) из разных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Астрахань, Ярославль, Евпатория). Копали все одинаково хорошо, но при этом каждый из специалистов смог внести свой профессиональный вклад. У реставраторов, например, хорошо получалось аккуратно расчищать участки, археолог смог правильно отсортировать и инвентаризовать находки, архитекторам легко давались полевые зарисовки, ну а реставратор ДПИ смог очистить сразу найденные монеты, благодаря чему мы смогли их датировать.

Изначально планировалось раскапывать те участки, которые изучал Баранов И.А., но в итоге хватило времени увеличить раскоп и наш третий квадрат, в котором мы были первопроходцами, оказался богат на находки. Мы наши около 15 бронзовых монет золотоордынского периода, несколько стеклянных синих браслетов X-XII веков, бусины, пуговицы, кости человеческие и крупного рогатого скота, ну и конечно, много поливной керамики XIV-XVI вв. Самая древняя находка (ручка амфоры) датируется, ориентировочно, VII веком, временем основания Судакской крепости.

По результатам наших раскопок будет написан научный археологический отчет, а самые интересные находки передадут в музей.

Две недели - очень маленький срок, сейчас я это понимаю, но мы успели сделать максимум за это время. Все копали каждый день с 6-12 утра, после обеда несколько часов занимались камеральной обработкой находок. Но в итоге, раскопали лишь небольшую часть территории, затрагиваемую нашим архитектурным проектом.

По-хорошему, нужно дальше проводить археологические раскопки, расчищать территорию. Уверена, там найдется много интересного, ведь начиная с VII-VIII веков на этом месте жили разные народы: греки, византийцы, татары, хазары, османы, генуэзцы, русские. Представляете, сколько всего после себя оставил каждый из периодов?

Наш проект очень важен для Музея-заповедника «Судакская крепость», ведь все наши результаты они могут использовать для развития территории крепости и музея, для привлечения туристов и создания современной городской среды. Ну а ещё, участники этого проекта получили хороший опыт, обзавелись профессиональными знакомствами и благодаря этому несколько человек даже нашли работу!

001.jpg

 

Какие из самых ярких проектов/работ вы можете вспомнить в рамках своей деятельности?

Не считая вышеупомянутого проекта «У подножия Барбакана», я бы, наверно, выделила два проекта.

Мой дипломный проект «Реставрация и приспособление палат Мазепы XVI -XVII вв. в Москве»

Проект реставрации выявленного объекта культурного наследия  «Доходный дом Московского Басманного товарищества, 1915 г., арх. А.Н. Зелигсон» в г. Москве

Почему дипломный проект? Скорее не с точки зрения гениальной идеи или чего-то такого, а потому что именно в этом проекте я познакомилась со всеми нюансами проекта реставрации. Я узнала о Венецианской хартии 1964 г., узнала о технологиях реставрации разных материалов, я настолько углубилась в вопрос, что изучила зарубежный опыт подобных проектов, и поняла, что хорошо, а что плохо в рамках реставрации. Я даже наизусть выучила размеры кирпичных кладок по столетиям!

Ну а проект реставрации здания на Басманной для меня тоже своего рода знаковый. 

Это наверно, первый мой проект, который я веду от начала до конца, с коллегами естественно. Но всё равно, когда начинаешь с обмеров, комплексных научных исследований, проходишь согласование в ДКН, а потом доводишь проект до Государственной экспертизы, начинаешь осознавать, что за все принимаемые тобой решения, ты в ответе.  После этого проекта в голове сложилась полная картина процесса проектирования: что за чем идет, кто за что отвечает, как и в какой момент между собой должны взаимодействовать все участники проекта (проектировщики, заказчики, смежники, представители органов охраны) и все подобные нюансы выстроились в единую систему.

Плюс, в этом проекте было много разных спорных моментов и иногда приходилось идти с собой на компромисс, но такие решения тоже нужно уметь принимать.

Для меня этот опыт очень ценен!

 

Есть ли люди, которых вы считаете своими наставниками? Те, кто передал Вам важные знания и опыт.

Да, есть! Это мой преподаватель из университета - Ильченко Сергей Анатольевич.

Этот человек всегда умел правильно направить мысли в нужное русло. И я в первую очередь шла к нему за советом и помощью. Он учил нас своим примером, когда опускались руки, он заставлял искать и стараться ещё больше.

Сергей Анатольевич познакомил меня с архитектурными конкурсами, с международным опытом архитектуры и реставрации, и даже помог переоформить мой дипломный проект для конкурса молодых архитекторов CANactions в Киеве, где меня оценили приглашенные жюри из Европы и я заняла призовое место.

Поскольку Сергей Анатольевич был не только преподавателем, но и практикующим архитектором, он дал возможность мне поработать над настоящими проектами вместе с ним. Более того, моя первая настоящая работа была в архитектурном бюро «Ilchenko studio», а все мы знаем, что получить опыт работы молодому специалисту не так-то просто!

Я невероятно благодарна Сергею Анатольевичу, считаю, что он помог мне стать профессионалом!

Сегодня мы с ним дружим и периодически общаемся. Если я бываю дома, то обязательно захожу к нему в гости в студию.

А ещё я, ох как часто, вспоминаю его наставления и рекомендации!

 

Как молодой специалист, как видите себя в дальнейшем развитии? Чем занимаетесь сейчас?

Сейчас у меня есть две любимых работы, и обе они связаны с сохранением наследия.

Я работаю ведущим архитектором-реставратором в мастерской в Москве, работаю над несколькими разными проектами, бывают даже командировки в другие города. Здесь я расту как профессионал с каждым днём, у меня постоянно разные задачи, которые приходится решать.

Для меня очень важно заниматься именно практической деятельностью, я чувствую свою ценность только когда делаю что-то своими руками. Поскольку считаю, что можно учить теорию сколько угодно времени, но пока ты не попробуешь однажды сделать всё самостоятельно, ты не поймёшь до конца, как это работает. Соответственно, занимаясь практической деятельностью, я сразу замечаю свои недочёты, какие-то пробелы в знаниях.

И здесь мы плавно переходим к моей второй работе.

С коллегами (Марией Портновой, Оксаной Хановой и Анастасией Кайзер) в 2020 году мы основали АНО «Ре-Старт».

Мы долго обсуждали, думали, и поняли, что в России очень мало профессиональных сообществ для реставраторов. А молодому специалисту негде получить опыт после окончания университета и восполнить те самые пробелы в знаниях.

 Главная идея Ре-Старта состоит в том, чтобы дать студентам и молодым заинтересованным людям возможность обмена опытом с коллегами из разных регионов, завести новые профессиональные знакомства, и конечно,  возможность получить практические и теоретические знания по сохранению наследия.

В рамках Ре-Старта мы проводим выездные школы реставрации в разные регионы РФ, и стараемся всегда давать возможность принимать участие в таких мероприятиях студентам из разных уголков страны. У нас обычно собираются межрегиональные команды.

Я поняла, что всё не зря, после того, как участники нам оставили первые отзывы, они так были благодарны за опыт, за полученную возможность лично поработать с объектами культурного наследия, обзавестись знакомствами. Но ещё больше вдохновляет, когда после наших мероприятий, молодые специалисты остаются работать в тех мастерских, где только вчера были в выездной школе. И я в этих студентах вижу себя, мне всего этого очень не хватало, когда я училась в университете! Поэтому часто идеи новых выездных школ возникают исходя из личного опыта, когда я задумываюсь, а что я ещё хотела узнать и понять, когда только начинала свой профессиональный путь, какие знания мне в дальнейшем пригодились бы в работе.

Ре-Старт я очень люблю. Это моё вдохновение и даже, наверно, гордость!

Мне кажется, создание такой площадки для сообщества реставраторов - это настолько классная и необычная идея, что её нужно постоянно развивать. Спрос у студентов очень большой, идеи новых выездных школ возникают постоянно, только успевай всё организовывать.

Что я планирую дальше? Конечно, развиваться, учиться и расти. У меня впереди ещё много профессиональных ступеней: через какое-то время мне предстоит повышать свою категорию архитектора-реставратора (сейчас я аттестованный МинКультом специалист в области сохранения объектов культурного наследия 3 категории), конечно, я бы хотела стать ГАПом, ну а после этого появится ещё много разных возможностей. Главное, что я поняла - не нужно останавливаться на достигнутом.

003.JPG


Возврат к списку