Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Возрождение Храма Гроба Господня на русской земле

15 июня в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских при поддержке Благотворительного фонда по Восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря прошла презентация нового издания. В книге «Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря: Путь к возрождению. Реставрация 2009-2015 годов» собраны уникальные факты о возрождении собора XVII века – копии Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

ДАТА
20 июня 2017
Возрождение Храма Гроба Господня на русской земле

Татьяна Вятчанина, руководитель научного отдела ЦНРПМ оценивает реставрационный проект воссоздания святых мест Палестины на русской земле как грандиозный и в количественном и в качественном отношении. Реставраторы, художники, ученые, строители за эти годы проделали колоссальную работу.

«Я бы хотела провести историческую параллель между восстановлением Воскресенского храма и его основанием. В XVII веке дерзновением патриарха Никона было введение и включение Руси во вселенское сакральное пространство. Это имело огромную политическую и идеологическую значимость. Тогда первые лица государства занялись этим проектом, как и сейчас в XXI веке. Все, кто видел Храм Гроба Господня в Иерусалиме согласятся, что Воскресенский собор - абсолютно русское, национальное произведение, которое разделило достаточно драматическую судьбу нашей страны. Сутью восстановления этого памятника стал поиск подходов и методов реставрации после того, как Воскресенский собор прожил четыре века, был разрушен, а потом воскрес. Именно об этом наша книга, которую мы сегодня держим в руках».

Отец Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря высоко оценил работу ЦНРПМ, в стенах которых решались все основные вопросы восстановления памятника. «Через издание этой книги мы показали нашу признательность и благодарность тем, кто трудился и еще трудится в Новом Иерусалиме. Мы показали какие были сделаны инновации, как сочетались разные стили, эпохи, века. Работы на самом высоком и объемном соборе XVII века – это подвиг тысяч специалистов, о котором мы рассказываем в нашей книге. Отдельное спасибо нашим жертвователям, это тысячи имен, и они должны быть известны каждому, кто откроет эту книгу».

Исполнительный директор Благотворительного фонда по Восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Екатерина Селютина поблагодарила всех, кто приложил руку, душу и сердце к созданию книги, в которой подведены итоги по восстановлению великого памятника XVII века.  «Этот проект был реализован усилиями государства, церкви и общества. Присутствующие на этой презентации специалисты, которые все эти годы трудились в монастыре – это элита реставрационной отрасли. Это люди, которые способны сохранять и приумножать культурное наследие России».

Особый вклад генерального подрядчика проекта ФГУП «Центральные научно-проектные реставрационные мастерские» подробно освещается в книге. По мнению директора ЦНРПМ Вячеслава Фатина, очень приятно, что невидимая работа проектировщиков от принятия решений до их исполнения отражена на страницах издания. «В нашей работе также очень важно дальнейшее приспособление памятника, использование новейших инженерных систем, которые не искажают его внутренний мир и дух. Эта книга – также и опора для молодых реставраторов, которые на основе опыта коллег старшего поколения будут самосовершенствоваться в професии».

О важности работы Экспертного Совета Благотворительного фонда  говорили все выступающие. Председатель Экспертного Совета фонда Юрий Калиниченко высказал свое мнение: «Начинали мы почти десять лет назад, и для меня выстроилась схема возрождения Воскресенского собора как трехмерная мозаика прообраза Храма в Иерусалиме и истории собора и российского православия на протяжении последних лет. Смысл деятельности на Воскресенском соборе изменил мое отношение к реставрации. Материальное возрождение храма стало первым шагом к его духовному возрождению. Со временем он будет намолен и должен стать символом нашей русской православной церкви».

Леонид Беляев, руководитель Ново-Иерусалимской археологической экспедиции, член-корреспондент РАН, заведующий Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН рассказал об огромном коллективном труде над изданием. Как научный редактор, он хотел отразить то короткое мгновение в истории, за который удалось сделать реставрационные работы. «Книга – это и артхаусный проект и важный методический, исторический документ с прекрасными фотографиями, за которыми стоит труд искусствоведов и архивистов. Мы многому научились благодаря работе Экспертного Совета, по-другому стали видеть процесс организации работ с его четкой организацией, которая увенчалась завершением восстановления храма. В этой книге есть много архитектурных исследований, археологических, архивных материалов, которые никогда не публиковались».

Издание книги – это традиция завершения крупных проектов, в последние годы одним из которых стало восстановление Воскресенского собора. Ирина Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского и современного искусства Института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, как научный редактор издания, хотела донести до широкой общественности ценность описания воссоздания храма в общемировам масштабе. «Тексты были разноплановые, и художественные, и эпические, и даже детективные, которые нужно было привести к единообразию, но сохранить их жанровые особенности. Как это получилось, оценит наш читатель».

От имени генарального подрядчика «Балтстрой» выступил руководитель проекта Иван Орынчук. Он поблагодарил всех участников восстановления Воскресенского храма, которых объединила презентация книги. «Сегодня реставрационная отрасль переживает нелегкие времена, и я прошу поддержать опыт работы в Ново-Иерусалимском монастыре, чтобы он не был потерян».

Заслуга этого проекта в том, что впервые после перестройки в подходах к воссозданию культовых сооружений был найден компромисс. По мнению Татьяны Вятчаниной, издание книги стало результатом консенсуса, который был найден между научным сообществом и церковью.