Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Участники Всероссийского Конгресса молодых реставраторов побывали в Новом Иерусалиме

На прошедшем в Москве Всероссийском конгрессе молодых реставраторов приехавшие из разных регионов студенты и выпускники не только смогли стать участниками дискуссий с ведущими мастерами, но и посетить  комплекс Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

ДАТА
2 февраля 2017
Участники Всероссийского Конгресса молодых реставраторов побывали в Новом Иерусалиме

Основанный в 1656 году по замыслу Патриарха Никона, этот комплекс воссоздал на русской земле святые места Палестины. С XVII по XIX века такие известные архитекторы как Бартоломео Растрелли, Карл Бланк, Матвей Казаков оставили свой след в истории строительства этого памятника. В XIX – начале XX вв. он становится крупным паломническим центром, а после революции в Новом Иерусалиме открывается Государственный художественно-исторический музей.

В 1941 году во время недолгой оккупации немецкие минеры взорвали Воскресенский собор, уничтожили архитектурные памятники комплекса. Но уже в 1942 году в Новом Иерусалиме начинают работать  сотрудники мастерской «Академпроекта» под руководством Алексея Щусева. На базе обмеров архитектора Федора Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора. В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.

За долгие годы восстановления в Новом Иерусалиме удалось сделать очень многое, о чем молодым реставраторам рассказала Елена Владимировна Кузнецова, художник-реставратор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусства реставрации МГПХА им. С.Г. Строганова.

- В Новом Иерусалиме я возглавляла реставрацию монументальной живописи, а также занималась восстановлением таких главных памятников XVII века как Красные врата и Никоновский Крест. За десять лет своей деятельности Патриарх Никон не только создал Ново-Иерусалимский монастырь, но и другие памятники архитектуры – Валдайский Иверский монастырь, Онежский Крестный монастырь.

Студентам я рассказывала о специфических реставрационных процессах монументальной росписи, которые им как будущим профессионалам, были очень интересны. Также мы осмотрели Надвратную Входоиерусалимскую церковь и интерьеры самого храма. Особо стоит обратить внимание на шрифтовые внутренние работы. Их технология очень сложна и требует умений достаточно широкого профиля. На объекте очень важно понимать все в комплексе, знать техники работы с деревом, металлом, отделкой, полихромной росписью. Уже потом можно выбирать две-три специализации, но в реставрации, как в медицине, нужно знать весь организм. Экскурсия была сосредоточена не столько на искусствоведении, хотя об этом мы тоже говорили, сколько на особенностях реставрации монастыря в последние годы.