Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Специалисты сходятся в своих оценках о состоянии храма в Мелётове

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в псковском селе Мелётово уже много лет находится в аварийном состоянии. Храм XV века в стиле псковской архитектуры знаменит в первую очередь своими фресками, копии которых находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Они были выполнены художником-реставратором Адольфом Николаевичем Овчинниковым, который восемь лет работал над копированием мелётовских росписей.

ДАТА
16 января 2017

Церковь в Мелётове для реставраторов, архитекторов, искусствоведов не просто неповторимый памятник русского искусства. Это целый период нашей истории, который может быть утрачен. Об этом мы поговорили со специалистами, которые стараются привлечь внимание общественности к возрождению памятника русской архитектуры.  

 

Овчинников Адольф Николаевич, ведущий художник-реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря:

 

- Памятник в Мелётове очень сложен с точки зрения реставрации. Особенно в плохом состоянии находится нижняя часть придела, который был пристроен позже. В нем образовалась огромная щель, но живописи там нет. Поэтому обычного ремонта будет достаточно, чтобы привести этот объект в порядок. А что касается самих фресок, то их восстановление потребует больших усилий. Во-первых, работать в храме можно только весной и летом, необходимо провести туда свет, и во-вторых, нужно разбираться в этой живописи. В Мелётове я делал копии учитывая утраты, а также копии-реконструкции. Скоро в нашем центре будет проходить выставка, посвященная авторским копиям фресок. В этом псковском селе я проработал восемь лет, потому что копирование прекрасных образов – это очень кропотливый труд.  

 

Горматюк Александр Анатольевич, художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря:

 

- Храм в Мелётове сегодня находится на грани обрушения, на грани подлинной смерти. Вместе с реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) мне довелось побывать там в ноябре этого года. Незаметные глазу несведущего человека факторы аварийного состояния древних фресок очевидны. В некоторых местах фактурная живопись лежит на многослойной штукатурке, и каждый из ее слоев может обрушиться в любой момент. Это повлечет за собой ухудшение дальнейшего состояния облика памятника. Особенно заметны разрушения архитектуры в алтарной части южного придела, там трещины в нижней части стены достигают четырех-пяти сантиметров. Такие повреждения фундамента влияют на последующее разрушение живописи, даже в самых отдаленных от этой зоны участках храма. Специалисты сделали заключение о том, что если ничего не будет предпринято, то через пять-шесть лет эти росписи мы не увидим уже никогда. Несмотря на то, что церковь в Мелётове совершенно исключительна по художественным и иконографическим особенностям, этому памятнику не были посвящены никакие научные монографии, развернутые исследования, то есть по большому счету храм абсолютно не изучен.

 

Темерина Ольга Сергеевна, заместитель генерального директора по научной работе Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, художник-реставратор:

 

- Наш центр принимает непосредственное участие в освещении проблемы реставрации мелётовского храма. В середине марта в центре пройдет выставка, где будут показаны архивные и документальные материалы, любезно предоставленные Союзом реставраторов. Их них можно узнать о сохранности памятника на момент шестидесятых годов, когда там проводились первые реставрационные работы. Также мы покажем копии фресок, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, которые в конце шестидесятых годов послужили стимулом начала реставрационных работ в стенах этой церкви. Мы надеемся привлечь внимание к храму, поскольку финансирование такого рода реставрационных работ является очень затруднительным. Здесь недостаточно просто законсервировать состояние фресок, что абсолютно бессмысленно без проведения архитектурной реставрации.

Это камерная псковская церковь XV века, абсолютно характерная для данного региона. Но сохранение мелётовского памятника важно не в размерном масштабе, а в его весомом значении в истории архитектуры и фресковой живописи. Центр Грабаря в данном случае выступает как глашатай проблемы с целью привлечения специалистов из таких профессиональных организаций как МНРХУ, Союз реставраторов, которые будут заниматься работами по восстановлению храма и его живописи.

 

Лифшиц Лев Исаакович, заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения:

 

- Классический памятник псковской архитектуры ее эпохи расцвета известен в первую очередь своей изумительной живописью,  точно датированной серединой шестидесятых годов XV века. По мастерству, по иконографии – это единственный сохранившийся на территории России памятник. В православном мире таких храмов очень мало. Есть похожие памятники в Македонии, Болгарии, но мелётовский храм сложно с ними сравнивать.

С Церковью Успения нужно решать очень много не только реставрационных проблем, но и вопросов регенерации окружающей территории. Специалисты из МНРХУ провели приблизительную оценку первоочередных противоаварийных работ в 2017 году, на которые должны быть выделены средства. А в дальнейшем необходимо разрабатывать серьезный перспективный план выведения памятника из текущего состояния.

 

Серегина Евгения Ильинична, заместитель по научной деятельности Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), художник-реставратор высшей категории: 

 

- Успенская церковь в Мелётове находится в запустении в первую очередь потому, что она отдалена от Пскова. Это очень яркий и показательный памятник, который, к сожалению, очень давно не реставрировался. Каждый год, вместе с Псковским музеем-заповедником мы подаем заявки на проведение реставрации. В этом году мы побывали в Мелётове, и наши впечатления просто ужасны.

Псковская живопись уникальна тем, что обычно фреска пишется по сырой штукатурке, а в этом храме сначала были сделаны штукатурные работы, а потом через какое-то время стены были расписаны. Технология росписей сложна, поэтому их нужно в первую очередь укреплять. Территорию вокруг памятника также необходимо восстанавливать. В наше время нельзя разбрасываться такими ценностями. Специалисты из мастерской МНРХУ имеют большой опыт работы с древнерусскими памятниками в Пскове, Новгороде, Полоцке датируемыми XII веком и далее. Монументальная древняя живопись – это наша профессия, мы хорошо знаем памятник в Мелётове, существует методика его реставрации. Я считаю, что  реставрационная отрасль должна возрождаться, чтобы сохранить наше богатство. 

 

Костина Вероника Викторовна, исполнительный директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ):

 

- Если говорить о Мелётово, то в первую очередь стоит отметить туристическую ценность этого памятника русской архитектуры. В храме выставлены туристические леса, которые позволяют подводить туристов непосредственно к фрескам. Такие профессиональные реставрационные организации как МНРХУ в достаточной мере натренированы работать в объектах, которые не закрыты для посещения, либо в объектах религиозного назначения, где проводится религиозная деятельность. Выделяется некая зона, куда не допускаются посетители, все остальные зоны, как правило, открыты для туристов во время выполнения противоаварийных работ. Наличие туристических лесов очень удобно для работы реставраторов. Не стоит забывать и о том, что на территории Мелётово есть руины храма XVIII века, который необходимо восстанавливать для возрождения туристического интереса к самому месту. Сегодня он омрачается видом разрушенного объекта культурного наследия, к которому никто должным образом не отнесся. Поэтому необходим комплексный подход к восстановлению этих памятников как туристической достопримечательности в целом. На их примере рассказ о развитии архитектуры и живописи религиозных мест может быть очень наглядным – начиная с XIV века и заканчивая XVIII веком. Как минимум, необходима консервация руин храма, который состоит на учете в реестре объектов культурного наследия, как максимум, возможное сохранение и воссоздание. В экспертном заключении научно-методического совета об этом храме XVIII века говорится напрямую. Во всех обсуждениях о судьбе Мелётова речь идет о комплексном восстановлении фресок, конструктивной части церкви и восстановлении руин храма более позднего периода.