Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Спасти и сохранить памятники Русского Севера

В среде реставраторов по дереву считают, что памятники русского деревянного зодчества не имеют аналогов в мире. Уникальное наследство, сохранившее традиции северных народов необходимо сохранять, изучать и открывать заново.

ДАТА
26 сентября 2016

Об этом говорилось на прошедшем в середине сентября в Карелии международном научно-практическом форуме «Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества». С одним из его участников, генеральным директором архитектурно-реставрационного центра «Заонежье», членом Союза реставраторов России Виталием Скопиным мы побеседовали для нашей рубрики.


- Расскажите, пожалуйста, немного о себе и специфике работы с памятниками деревянного зодчества.


- Центр «Заонежье» занимается исключительно реставрацией деревянных памятников, главным образом в Карелии, и с недавнего времени мы реставрируем храм в Палтоге в Вологодской области. Наша организация в первую очередь известна реставрацией Преображенской церкви в Кижах. Это большой памятник, на котором предстоит еще несколько лет работы. Среди памятников деревянного зодчества на территории Российской Федерации  он один из самых больших. На сегодняшний день это единственный деревянный памятник из списка ЮНЕСКО.

Центру более десяти лет, на нашей совести несколько десятков отреставрированных памятников. Мы часто занимались переборками - это наиболее сложное направление в реставрации деревянных памятников. Именно поэтому мы и попали в свое время на Преображенскую церковь. К 2010 году у нас за плечами было много успешно перебранных больших домов, храмов, часовен.


- Где еще, кроме России, можно встретить памятники деревянного зодчества?


- Своим деревянным наследием могут гордиться норвежцы, у них совершенно потрясающая архитектура. В меньшей степени это относится к финнам. Очень интересное деревянное зодчество в Японии. Есть деревянные памятники в Канаде, Польше,  Германии, но это несопоставимо с нашими. Если говорить о срубных конструкциях, представленных в России, то ничего подобного нет нигде в мире. На Русском Севере совершенно грандиозный объем деревянных памятников. В русской национальной архитектурной культуре деревянное зодчество – наша главная характерность.


- Как бы Вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в реставрации деревянных памятников?


- Уже много лет у нас говорится о том, что русское деревянное зодчество постепенно умирает. Это процесс не последних десяти-двадцати лет. За последние сто лет мы потеряли порядка восьмидесяти процентов всех деревянных памятников. И речь идет о   культовых постройках – часовнях, церквях.

Сегодня в реставрации деревянного зодчества масса проблем. Профессиональной реставрацией деревянной архитектуры занимаются небольшие фирмы.  На I съезде Союза реставраторов в Москве,  который проходил в 2012 году, один из чиновников Министерства культуры заметил, что «мы планируем отдавать предпочтение крупным компаниям, с которыми надежнее работать». Так и произошло. Небольшие компании уже не смогли участвовать в конкурсах Министерства культуры. Крупные организации, которые занимаются и деревянными памятниками системно проваливают проекты. В них нет профессионалов-деревянщиков. Кроме того, даже большие организации сталкиваются с невозможностью соответствовать сегодняшним финансовым требованиям заказчика. Возникает потребность в подобии пирамиды, когда объектов много и требуется постоянная закачка денег. Часто наблюдаю неспособность генерального подрядчика вовремя финансировать таких как мы. Да, мы попадаем на объекты, но уже на условиях субподряда. Маленькие организации, с которыми банки не идут на сотрудничество и у них нет большого оборотного капитала не имеют возможности выигрывать конкурсы, связанные с их прямой профессиональной деятельностью.

Еще одна проблема в деревянном зодчестве – старые сметные нормы, которые не пересматривались с 1984 года. Целый ряд работ на объектах деревянного зодчества в них не отражен, а часть из них – необычайно дешевы. Например, в реставрация бревен есть вставки, коронки. Очень непростая работа, сравнимая со стоматологией. Министерство культуры несколько раз за последнее десятилетие подтверждало, что эти нормы не соответствуют сегодняшней экономической ситуации. В свое время в ЦНРПМ были разработаны новые сметные нормы, но пока они не введены, хотя об этом говорилось еще в прошлом году.


- Каковы Ваши впечатления от недавно прошедшего в Карелии международного форума?


- Такого рода форумы необходимы, потому что когда мы встречаемся каждые раз или два года, то делимся друг с другом бесценной информацией.  Реставрация не имеет отношения к творчеству, мы скорее ремесленники и сыщики. Хотя на I съезде Союза реставраторов нас назвали творческими людьми. В деревянном зодчестве мы занимаемся тем, что постоянно открываем для себя что-то новое с точки зрения науки.

Музей-заповедник «Кижи», который организовывал этот форум имеет огромный опыт проведения  такого рода конференций. Музей «Кижи» в этом году стал площадкой ИККРОМ (ICCROM) – авторитетной международной организации, занимающейся образовательными проектами в области сохранения культурного наследия. Форум собрал крупных специалистов в области деревянного зодчества. Посетил форум и легенда немецкой реставрации Манфред Гернер, и это очень большая честь для республики. Отец Алексей, создатель волонтерского движения по сохранению и консервации деревянных памятников «Общее дело» приехал со своими помощниками. С докладом выступил корифей российской деревянной реставрации Борис Лурье. У музея «Кижи» колоссальный потенциал, который видят не только в России, но и за ее пределами.  

Гости форума имели возможность побывать на острове и увидеть процесс реставрации, о которой эксперт ЮНЕСКО, канадский реставратор Эндрю Поутер еще в 2011 году сказал, что по сложности и масштабам ничего подобного в деревянной реставрации не происходит и не происходило. Также специальная комиссия от Министерства культуры, куда входят российские специалисты-деревянщики и эксперты ЮНЕСКО, каждый год приезжает на Преображенскую церковь. Перед началом ее реставрации на острове был построен специальный комплекс, где шла переборка памятника в комфортных для реставраторов условиях. Такой подготовки также не было нигде в мире. Церковь реставрировали по новому методу -  памятник всей своей массой был вывешен на мощном металлическом каркасе и перебран снизу вверх. Кафедра реставрации деревянных памятников в Петрозаводском университете, созданная академиком Вячеславом Петровичем Орфинским выпускала прекрасных специалистов, многие из которых сейчас работают в музее-заповеднике «Кижи». Музею очень повезло иметь возможность работать с настоящими профессионалами в области деревянного зодчества.


Беседовала Екатерина Качалина