Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Создание национальных стандартов российской реставрации – задача профессионального сообщества и государства

Реставрация - сфера профессиональной деятельности, в которой всё происходит в контексте истории. По мнению главного архитектора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), председателя Технического совета при Минкультуры России Сергея Борисовича Куликова, реставрация прошла непростой путь: «У нас был советский период, потом девяностые годы, которые были черной дырой в профессии, когда нормативная деятельность не двигалась и мы не были определены как некий субъект хозяйственной деятельности. Затем начался этап возрождения в рамках разных программ, в том числе в рамках программы «Культура России». На фоне того, что экономика изменялась, нам нужно было легализоваться. Проблемы отрасли были в первую очередь в нормативном обеспечении».

ДАТА
25 июля 2023

В 2007 году появился Технический совет, благодаря которому вышла первая редакция Cвода реставрационных правил, который всем очень нравился, он пережил четыре издания и дожил до 2015 года. Реставраторам нужно было дальше работать, поэтому на межведомственной площадке был создан Технический комитет «Культурное наследие» при Росстандарте, сейчас он входит в систему Минпромторга России. C 2015 года реставраторы пошагово создавали национальные стандарты, они стали входить в обиход, так как были пройдены необходимые процедуры согласования. Эти стандарты продолжают разрабатываться по сей день. Программа была поддержана президентом России, создан план мероприятий по стандартизации в рамках поручения президента. На данный момент выработано 39 стандартов, в работе еще 8. В общей сложности должно появиться около 60 национальных стандартов, зафиксированных приказом Росстандарта и обязательных к применению. Пока они носят рекомендательный характер. Если они станут обязательными, многие проблемы отрасли будут решены. У Технического комитета нет законодательной инициативы, существует коллизия с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в котором нет понятий «объект культурногонаследия» и «сохранение объекта культурного наследия». Несмотря на взаимные отсылочные нормы, Градостроительный кодекс не признает всю доказательную часть реставрационного проектирования, рассматривая проект с точки зрения модельного проектирования. У реставраторов пректирование доказательное, поэтому борьба за доказательное проектирование – одно из направлений реставрационного сообщества. На этом базируется производственная программа, основанная на традиционных технологиях и аутентичных материалах, а не на реставрации, поставленной на промышленные рельсы. Когда подлинностьпамятников отрицается, возникает разрыв традиции, что ведёт к отмене культуры. В Союзе реставраторов России не раз велись разговоры о том, чтобы практики, идущие из «Росреставрации», были также легализованы. Они размещены на сайте Министерства культуры Российской Федерации – 37 рекомендаций уже существуют и ими можно пользоваться со ссылкой на Минкультуры России. Например, в Италии только в одной системе отделки зданий насчитывается 167 рекомендаций, а в России всего лишь 37 на все виды работ.

«Тем не менее, мы проводим школы, стараемся мотивировать молодых ребят в профессии. Актуализация сметно-нормативной базы с учетом инфляции, стоимости материалов, уровню заработной платы – это насущная необходимость. В реставрации очень важную часть занимает творчество, кропотливый и тонкий подход, который требует много времени. Эта работа должна достойно оплачиваться», – отмечает Сергей Куликов.

На сегодняшний день в ЦНРПМ создан базовый комплект документов, но требуется согласование как на уровне Министерства культуры Российской Федерации, так и на уровне коллег. В общей массе люди поддерживают инициативы, понимая, что это не только чисто техническая задача, но и политика, а политика – это искусство возможного. Пока реставраторы встроены в нормативную базу, которую курирует Минстрой России другого варианта нет. Создание базы документов занимает очень много времени, потому что необходимо пройти «Главгосэкспертизу».

В любой крупной организации, например в Минобороны России, Росатоме, Росавтодоре, создаются долгосрочные программы и шаг за шагом подгружаются нормативы, методики, которые совершенствуют эту базу. Но реставраторы жили с разными подходами, с разными школами, и всем хочется привнести свой опыт и заставить им пользоваться. В нем много ценного, но надо пройти все этапы создания собственной реставрационной базы, а не базы капитального строительства.

Недавно в Санкт-Петербурге прошла конференция Комитета по Государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в предверии недели реставрации, на которой реставраторы говорили о дефиците кадров, сохранении культуры. ЦНРПМ после развала 8 реставрационных организаций остались в одиночестве, поэтому несут большую ответственность за подготовку кадров. ЦНРПМ активно сотрудничают с Союзом реставраторов России, Союзом реставраторов Санкт-Петербурга, Росрегионреставрацией.

«В последние годы мы потеряли наших коллег в Тюмени, Томске, Барнауле. Очень жаль, когда уходят люди, на которых держалась сибирская реставрация. В такой ситуации очень важно создать единый реставрационный центр, в котором будут разрабатываться критерии вмешательства, система мониторинга, базовые методические принципы, как это функционирует в европейских странах на международном уровне. Также очень важно сохранять наши архивы, например Архив научно-технической документации Санкт-Петербурга взял на себя роль координатораархивов реставрационных организаций и сделал электронную доступную программу. Два года назад в Узбекистане на уровне президента выдвинута инициатива по национализации ранее приватизированного Института реставрации Узбекистана. Таким образом, они смогут сохранить школу. Это очень важно делать и у нас. В России несколько лет подряд по инициативе Союза архитекторов России проводится фестиваль «Архнаследие». И, конечно, Союз реставраторов России, который с 2015 года продолжает жить, несмотря ни на что, – это огромный вклад в реставрационную отрасль. Какие-то инициативы рождаются, их объединение, координация и гармонизация – задача государственного уровня для профессионального сообщества реставраторов», – так оценивает Сергей Куликов перспективы развития профессиональных стандартов и сохранения реставрационных традиций.