Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Сохранение материальной культуры в Школе Александра Попова

По инициативе Союза реставраторов России в конце июня в Вологде и Кириллове пройдет научно-практическая конференция «Традиция и практика сохранения культурного наследия России».

ДАТА
6 июня 2016

Выездные семинары и конференции проводятся в исторических местах нашей страны неслучайно. Такая практика позволяет не только увидеть архитектурные памятники, оценить их с профессиональной точки зрения, но и познакомиться с особенностями работы местных реставраторов. В этот раз эксперты и студенты посетят «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение» Александра Попова, архитектора, лауреата государственной премии, реставратора высшей категории.

- Александр Владимирович, расскажите, как возникла идея создания этого центра?

- Он открылся в 2004 году, но фактически я шел к этому всю свою жизнь. В Советском Союзе не было частных предприятий, сначала я работал в музее Поленова, а потом в Архангельской реставрационной мастерской занимался восстановлением памятников Русского Севера. Я был и архитектором, и плотником, и каменщиком. А когда в 1989 году разрешили создавать кооперативы, я ушел из государственной структуры и создал свою мастерскую. Я хотел совместить и производство, и проектирование, а чуть позже и обучение. Идея заключалась в том, что человек хочет у меня работать, но ничего не умеет. Архитектор, как правило, не знает производства, он выдает «картинку», а рабочий делает то, что умеет. Я попытался объединить этих два этапа еще в музее Поленова, а потом в Архангельской области. Когда я учился в МАРХИ, нам говорили, что каменное ремесло все время менялось с изменением инструментов, технологий. А что касается плотницкого ремесла, то со времен средневековья оно дошло до XIX века. Но чем дольше я работал, тем больше убеждался, что это не так. Я собрал целую коллекцию инструментов начиная с каменного века и до наших дней. Все это сегодня можно увидеть в нашем реставрационном центре.

- В конце июня при поддержке Союза реставраторов России в Кириллов приедут реставраторы и студенты из Москвы. Что Вы планируете им рассказать?

- Я очень много читаю лекций, провожу экскурсии – все это часть работы нашего центра. Я могу показать этапы проектирования, этапы производства. Мне могут сказать, что все мы проектируем. Но когда современный архитектор проводит линии на бумаге, он видит их в материалах – стекле, металле, камне и так далее. А архитектор-реставратор рисует какую-то картинку, не зная какими инструментами это делалось, какие использовались технологии, конструкции. Производство у нас вплотную связано с проектированием – и плотник, и столяр может не только работать с инструментом, но и изложить свои идеи в доскональных рисунках. Третья особенность нашей мастерской – это обучение. Мне приходилось заниматься реставрацией памятников начиная с XVI века. Я знаю какие инструменты, материалы, технологии и конструкции использовались. Для того, чтобы получить все эти навыки, нужно проучиться три года. Мы преподаем рисунок, черчение, историю искусств, историю деревянной архитектуры, историю России, материаловедение, технологии реставрационных работ и другие предметы. К нам приезжают на стажировку не только специалисты из России, но и плотники из Норвегии, Швеции. Преподавателям факультета архитектуры Гданьского политехнического университета было интересно познакомиться с опытом работы нашего центра. Сегодня есть все предпосылки для открытия на базе нашей мастерской Международного центра обучения историческим строительным ремеслам. При комплексном подходе проект-производство-обучение студент не только сможет изучить приемы старых мастеров, но и научиться выполнять их на самом памятнике. Мы следуем основному принципу реставрации – сохранению материальной культуры, провозглашенному в Венецианской хартии 1964 года. Это не только работы по восстановлению и сохранению, но и продолжение истории.

Беседовала Екатерина Качалина