Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

«Ростовский кремль» встречает гостей

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» стал партнером акции Союз реставраторов России  «Память поколений. Одна страна – одна история».  Творческая встреча «Культурное наследие Ростова Великого. Реставрация – исторический мост между прошлым и будущим» состоялась на территории музея-заповедника.

ДАТА
4 мая 2016


Его директор Наталия Стефановна Каровская убеждена, что профессия реставратора в настоящий момент очень востребована в силу большого объема реставрационных работ. Предлагаем вашему вниманию беседу с ней:

 

Наталия Стефановна, расскажите, пожалуйста, как музыкальное образование повлияло на Ваш интерес к русской архитектуре?

 

- Я училась в Гнесинском институте, где нам преподавали древнерусскую музыку. Окончила его в 1985 году, и меня пригласили в Ярославский музей-заповедник прочитать цикл лекций о древнерусской музыке. Мне очень понравилось то, насколько все это близко к творчеству. В музее для меня нашлось очень много практической работы. В 1989 году я начала заниматься коллекцией колоколов в Ярославле. Это огромная область знания - кампанология, которая составляет значительную часть музыкальной культуры многих стран. С одной стороны, это производство, а с другой стороны – интересная для музыкантов область импровизации. Во времена Моцарта, Баха все музыканты должны были это уметь, а сейчас это очень редкое искусство. Я занималась восстановлением генеалогии и истории производства колокольного завода Оловянишниковых. Это тоже очень интересно, потому что я люблю историю. Колокольное искусство всегда присутствовало в моей жизни, и я часто возвращаюсь к этой работе.

Я начинала я работать в очень скромной должности младшего научного сотрудника. Когда мне предложили занять пост директора Ростовского музея-заповедника, я решилась и не жалею об этом. Это очень трудная, но очень интересная работа для суммирования всех навыков и знаний, которые ты приобретаешь в течение жизни. Я была куратором реставрационных работ в Ярославле. Это та область, которую я бесконечно уважаю за глубокий профессионализм, потому что каждый памятник уникален. Реставрация - это и историческое исследование, и понятие индивидуальности каждого сооружения.

 

Каким Вы видите сотрудничество музея-заповедника «Ростовский Кремль» со студентами-реставраторами?

 

- Профессия реставратора кардинально мало чем отличается от любой другой профессии. Но в ней очень важно иметь хорошего наставника. Реставраторы учатся всю жизнь, потому что каждый памятник – это новая история.

В нашем музее есть много разных студий для детей, для молодежи. Там они могут познакомиться с музейными профессиями, музейной наукой. Сегодня работа в музее имеет карьерную перспективу, что для молодого человека очень важно.

В «Ростовском Кремле» очень много ученых разных профилей – историков, культурологов, искусствоведов. Они могут передать богатый прикладной опыт, помочь в процессе воспитания. Мои сотрудники понимают, что с молодежью надо работать. Мы уже давно общаемся с институтом имени В.И. Сурикова, потому что школа живописи ростовским храмов – это самостоятельная школа. Она отличается от московской, ярославской школ, в ростовском Митрополичьем дворе не допускалось никаких вольностей. Поэтому это очень строгая школа живописи. Студенты на летней практике копируют фрески, занимаются с педагогами. Нас приглашают на защиту дипломов, которые будущие специалисты пишут на основе изучения ростовских храмов. Темы этих дипломов очень интересны, например, о монументальной живописи, которую преподают в академии Глазунова.  Это работает и на авторитет музея, на его восприятие как профессионалами, так и посетителями. Мы также сотрудничаем с Ярославским художественным училищем, учебным заведением с очень хорошими традициями. Студенты многое видят свежим взглядом, на практике они могут познакомиться со сложным производственным процессом реставрационных работ, в котором есть и законодательные нормы, которые нужно знать, и человеческие отношения, которые нужно выстраивать.

Музей-заповедник – это огромный комплекс с несколькими филиалами, перед которыми стоит много разных задач. Например, у нас есть направление садово-паркового искусства. Мы по описям восстановили в Ростове Митрополичий сад XVII века, особый тип русского сада, который организован крестом. Ведь для урбанистики очень важно, что окружает архитектурный памятник. 

 

Какими вы видите партнерские отношения с Союзом реставраторов России в будущем?

 

- Для нас это все достаточно ново, потому что у нас не было партнерства. В основном мы работали с живописцами, но принципиальной разницы в работе я не вижу. Отличие в основном заключается в масштабах и степени ответственности, когда требуется очень внимательное отношение к мерам безопасности высотных работ на лесах.

 

Как Вы оцениваете последнее мероприятие Союза реставраторов России, проведенное в Вашем музее?

 

- Мне очень понравились вопросы студентов. Еще раз повторюсь, что профессию получаешь от мастера. И если такие профессионалы, как Сергей Васильевич Демидов будут учить наших студентов, то они в хороших руках. Профессия сейчас на большом подъеме, объемы реставрационных работ очень серьезны. И хотелось, чтобы в профессии были «правильные» молодые специалисты. Эта отрасль очень важна для России с ее сложными климатическими условиями, особенности работы в которых могут понимать только свои специалисты.

 

Справка:

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» основан 28 октября (10 ноября) 1883 года. Музей располагается на территории архитектурного ансамбля бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля), который сформировался в результате строительной деятельности митрополита Ростовского и Ярославского Ионы III (Сысоевича) в 1670-1680-х годах. Инициаторами создания музея выступили ростовские купцы, краеведы А.А. Титов и И.А. Шляков, архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев), ярославский губернатор В.Д. Левшин, представители Московского археологического общества. С организацией в 1959 г. Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника (г. Ярославль), Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.