Новости

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Искусство света и тени

В конце апреля в Италии прошел семинар по применению новых технологий освещения в архитектуре, в котором приняли участие  директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, член Президиума Союза реставраторов России Александр Лесовой, ведущий инженер Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, член Союза реставраторов Андрей Репин. Также в семинаре участвовали строительные и реставрационные компании и организации Ultimatum group, «БалтСтрой», «Мoscow наследие», «Возрождение», «Форос».

ДАТА
6 мая 2016


Тематика семинара была посвящена различным видам использования света в архитектуре и музейном пространстве. Рассматривалось три вида освещения – памятников архитектуры, площадей и улиц и внутреннее освещение музейных экспозиций. Соорганизатором поездки выступила российская компания Ultimatum Group, занимающаяся световыми проектами и инсталляциями. Российские реставраторы и архитекторы стали гостями известной итальянской фабрики технического и архитектурного освещения iGuzzini в городе Реканати, недалеко от Болоньи. Фабрика известна на светотехническом рынке уже более 50 лет, у нее накоплен богатый опыт работы сизвестнейшими дизайнерами.

Для iGuzzini проектирование света это не просто освещение объектов, это исследование всех светотехнических аспектов. Фабрика сотрудничает с исследователями, социологами и физиками таких ведущих университетов как Гарвардский, Массачусетский технологический институт в Бостоне, университет Ла Сапиенца в Риме.

Мы попросили рассказать о своих впечатлениях директора Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря Александра Николаевича Лесового.

-  Как бы Вы охарактеризовали цель этой поездки в Италию?

- Мы смогли узнать много нового не только на семинаре, но и имели возможность увидеть огромную палитру осветительных приборов, световых эффектов, механику светильников в специальных световых комнатах и на уличных полигонах фабрики. В основном это диодные светильники, которые потребляют мало энергии и дают хороший световой коэффициент. Сочетанияразличных светодиодных ламп создают очень интересные световые эффекты как для внутреннего освещения, так и для подсветки фасадов зданий, парков, газонов, улиц. Например, очень интересны решения для индивидуального освещения деревьев, дорожек в парках, игровых зон. Особый раздел заслуживает внимания - это принципы освещения музейных экспозиций и выставочных залов  в целом.

-  Расскажите, пожалуйста, каким Вы видите дальнейшее сотрудничество с фабрикой iGuzzini для вашей организации и в целом для российских специалистов ?

-  У нас есть два выставочных зала, но нет художественного освещения. Поэтому мне было интересно проработать этот вопрос.Профессиональная и художественная подсветка необходима для произведений искусства, которые мы выставляем. Я очень многое узнал для себя и надеюсь, что мы продолжим работу с этой фабрикой. Итальянцы готовы к сотрудничеству с нами, им нужно написать техническое задание инаши пожелания. Тем более, что представительство компании есть в Москве и дальнейшие переговоры мы будем вести уже в России.

- Как Вы считаете, есть ли у нас компании способные конкурировать с iGuzzini?

- У нас есть специалисты, которые могут сделать проект любого художественного освещения будь то памятник архитектуры или выставочный зал. Но, к сожалению, в России не выпускают такую гамму световых приборов, которые могли бысоответствовать нашим требованиям. Архитектурно-художественные светильники в основном производят в Финляндии, Италии, Англии.

- Вы считаете такое сотрудничество перспективным?

- Да, оно важно для всего музейного сообщества, а также для архитекторов, которые занимаются световыми проектами. Например, Ultimatum group очень активно работает в России. Они делали проект архитектурно-художественной подсветки Казанского вокзала, Ярославского вокзала, Ленинградского вокзала, еще несколько больших проектов в Москве и других городах. А для нас, как я уже сказал, в первую очередь интересна работа по освещению музейных экспозиций. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем увидеть возможности светового дизайна в нашем центре.