Спасатели истории

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Спасатели истории

Над иконами и картинами из фондов Тотемского музейного объединения трудятся молодые реставраторы из учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Суздаля.


ДАТА
6 сентября 2020

Подобный проект реализуется впервые. Выездная школа реставрации масляной и темперной живописи «Молодые реставраторы малым музеям» начала работу в Тотьме 18 августа.
12 студентов Московского института им. В.И. Сурикова, Санкт-Петербургской академии художеств, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, Суздальского художественно-реставрационного училища, колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 в течение трех недель применяют на практике свои знания в реставрационном деле.

Ребята разделились на две группы в зависимости от материала, с которым они работают. Семеро студентов реставрируют темперную живопись (в основном это иконы), пятеро занимаются восстановлением масляной живописи. Но, по словам их наставника Александра Козьмина, пока студенты проводят консервационные работы, чтобы остановить разрушение красочного слоя. Полноценно отреставрировать произведения за три недели невозможно, да и опыта учащихся для этого недостаточно. Пока они заделывают прорывы в холстах, укрепляют красочный слой на картинах и иконах, дублируют кромки холста, а также заделывают трещины в иконных досках.

Руководит работами доцент и заведующий реставрационной мастерской темперной и мас­ляной живописи МГАХИ им. В.И.Сурикова Александр Козьмин.

Александр Александрович уже не в первый раз сотрудничает с Тотемским музейным объединением. В 2019 году он был экспертом IV Школы музейного развития «За границами столиц». Несколько его учеников-студентов Суриковского института в качестве дипломных проектов сейчас изучают и реставрируют предметы из фондов музеев Тотьмы.

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Участникам из группы масляной живописи были даны произведения местных художников XIX-XX веков. Над более крупной работой «Портрет неизвестной женщины» (82 на 64 см) в паре работают студентка 4-го курса Суриковского института Мария Курбанова и студентка 5-го курса Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Марина Данкова.

«Сейчас мы сделали основные работы по консервации памятника: укрепление, заделка прорывов. Далее будем передавать работу музею», — рассказывает Марина Данкова.
«Портрет» принадлежит кисти Василия Комарова. Годы его жизни — 1868–1918. Художник вышел из крестьянской среды, но, несмотря на это, учился живописи у таких мастеров, как Константин Маковский, Василий Поленов. В основном господин Комаров работал в жанрах портретной, пейзажной живописи и натюрморте.

Для девушек совместная работа — это отличная возможность поучиться друг у друга.

«Интересно, что разные институты, разные школы совмещают свои знания. Учат по-разному, но это не значит, что там правильно, а там неправильно — просто различаются методики и материалы. Очень интересно узнавать что-то новое и применять. Ты видишь, как другой человек работает, и понимаешь, что тебе нужно улучшить», — делится впечатлениями Мария Курбанова.

Город моряков и купцов студентка посещает уже не в первый раз. Ранее девушка приезжала на практику реставрировать иконы в Великом Устюге — два дня вместе с одногруппниками они провели в Тотьме и обошли там практически все музеи.

Среди «реанимируемых» на реставрации находятся и три небольших этюда юбиляра Феодосия Вахрушова.

«Сложность состоит в том, что художник писал один этюд поверх другого, и не на грунтованный холст наносил краску, а на предыдущий слой. В таких случаях красочные слои плохо сцепляются, и в результате образуется расслоение живописи и осыпи красочного слоя. Работы небольших размеров, на подрамник они не натянуты», — сообщает куратор Школы реставрации и ученый секретарь музея Мария Правдина.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Иконы XVII-XIX веков Школе реставрации предоставило Тотемское музейное объединение из научно-вспомогательного фонда. Студентка-первокурсница Академии имени А.Л. Штиглица (до этого девушка окончила еще Суздальское художественно-реставрационное училище) Елизавета Петрищева трудится над иконой XIX столетия «Благословление Марка и Екатерины».

«В ходе работы над ней мы расшифровали надписи, проступающие из-под слоя записи, и предположили, что Марка там на самом деле нет. На иконе изображены святой архиепископ Карп и святая мученица Екатерина. Скорее всего, это заказная домашняя икона, на которой были изображены небесные покровители заказчиков архиепископ Карп и мученица Екатерина. Но точно мы сможем сказать уже, когда закончим консервацию», — поделилась открытием Елизавета.

Студентка укрепляет грунт и красочный слой, а также осматривает основу — проверяет на наличие трещин, пятен, отверстий (они заполняются), предварительно обезжиривает их и обрабатывает антисептиками. «Одним словом, пытаемся продлить жизнь работам и делаем для этого всё, что в наших силах», — говорит Елизавета.

В Тотьме девушка в первый раз и отмечает умиротворяющее влия­ние этого города.

Завершится Школа реставрации масляной и темперной живописи «Молодые реставраторы малым музеям» 5 сентября. Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина по программе «Эффективная филантропия». Организационную поддержку оказывает Российский союз реставраторов.