Реставрация – это комплексный подход

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Реставрация – это комплексный подход

Вячеслав ФАТИН, президент Союза реставраторов России, директор ФГУП Центральных научно-реставрационных проектных мастерских при Министерстве культуры РФ. В 2014 году впервые посетил Углич и с тех пор проявляет профессиональный интерес к памятникам древнего зодчества этого одного из древнейших городов России.

ДАТА
15 декабря 2015

– Вячеслав Николаевич, расскажите про проект реставрации дома Меховых-Ворониных в Угличе. Какие дальнейшие шаги предпринимаются, чтобы уникальный дом был отреставрирован?

– Мы закончили и согласовали проект. В настоящий момент помогаем готовить необходимые документы на ремонтно-реставрационные работы для включения в Федерально-целевую программу «Культура России» на 2016 год.  Для нас крайне важно, чтобы памятник, который несколько лет назад считался чуть ли неутраченным, сегодня получил шанс на сохранение. Тем более, что данный объект представляет редкий образец «посадского дома» XVIII века.

– Усадьба Зиминых в Угличе с Вашей лёгкой руки передается в ведение Федерального агентства по сохранению памятников культурного наследия, которое займётся спасением дома. Значит ли это, что дом Зиминых будет отреставрирован по всем правилам реставрационной науки?

Вячеслав ФАТИН, президент Союза реставраторов России– Для начала здание должно быть оформлено в безвозмездное пользование одного из подведомственных учреждений культуры. Мы уже провели переговоры с руководством Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры, подведомственного Минкультуры РФ, – по нашим предварительным договоренностям, они намерены взять усадьбу в оперативное управление. После этого мы хотим приступить к реставрации. Конечно же, хотелось бы приступить к реставрации быстрее, но процесс передачи здания в безвозмездное пользование – довольно длительная процедура.

– В Угличе на заседании ВООПИиК Вы сказали, что вашей организацией подготовлена комплексная программа по сохранению памятников в ряде малых городов, куда был включен и Углич. Утверждена ли она Министерством культуры РФ?

– Нет, ещё не утверждена, но план работы по ней уже формируется. Отмечу, что понимание необходимости запуска такой программы у властей есть. Это даёт основания полагать, что утверждение программы – вопрос времени.

– В связи с кризисом, когда всё неизменно дорожает (материалы), не будут ли сворачиваться программы по реставрации?

– К сожалению, нас кризис затронул чувствительно – в регионах сокращается финансирование реставрационных проектов. О полном приостановлении работ, конечно, речи не идёт: государство не снимает с себя ответственности за то, чтобы процесс сохранения и восстановления памятников не прекращался.

– Сейчас очень часто повсеместно нарушаются охранные обязательства по памятникам, которые ещё являются культовыми сооружениями РПЦ, что даёт возможность монастырским властям делать неполноценную реставрацию памятников, а скорее, реконструкцию по своему усмотрению, изменяя изначальный облик объектов культурного наследия. Нужно ли этого избегать или главное сохранить памятники любым способом, не заботясь об исторической идентичности?

Усадьба Зиминых – памятник архитектурного наследия, который рушится на глазах– На мой взгляд, это недопустимый случай, и для того чтобы всего этого избежать, необходима разработка регламентов и режимов охранных зон памятников. Реставрация – это комплексный подход, и отстаивать нужно каждую историческую деталь. Есть успешные примеры – это, в частности, Кирилло-Белозерский монастырь: там определили границы комплекса, разбили объект на территории и прописали режимы пользования, установили охранные зоны. Всё это довольно долго согласовывали с местными жителями, но в итоге нашли компромиссное решение.

В каждом конкретном случае мы должны договариваться об определённом порядке взаимодействия, правил, при которых будет создана максимально благоприятная для сохранности памятника среда. Город не должен терять свои исторические виды, и если об этом удаётся договориться с властями, то появляется шанс на спасение памятников от «точечной застройки»: когда по одному здания ликвидируют, а на том же месте, как правило, появляется «современное» сооружение. Какому-то бизнесмену это и выгодно, но это бьёт по внешнему облику города, роняет его авторитет в глазах и местных жителей, и гостей. На мой взгляд, сегодня это необходимо учитывать всем, кто соприкасается со сферой реставрации – и специалистам, и собственникам, и властям.

– Очень часто в исторических городах, как Углич, например, находятся предприниматели, которые покупают памятник культурного наследия (купеческий особняк), обещая его отреставрировать. Но потом новые собственники исторических зданий ничего не предпринимают, ждут, пока здание рухнет. Не пора ли принять закон, чтобы можно было истребовать памятник назад, в собственность государства?

– Мы такую идею, конечно, поддерживаем. Тем более что есть примеры – в Москве уже пошли по этому пути: площадки, земельные участки, которые оформлены под строительство и долгие годы не используются по назначению, город изымает, чтобы избавить городскую черту от «недостроя» в исторической части города. Есть примеры изъятия и памятников культурного наследия в судебном порядке. Проблема в другом – на изъятый обратно участок в бюджете может не оказаться денег. Министерство культуры РФ выступило с хорошей, на мой взгляд, инициативой по спасению аварийных объектов культурного наследия, на которые не находится бюджетных средств. Суть идеи в том, чтобы сдавать их в долгосрочную аренду, но не по рублю за квадратный метр, как делают в Москве и ряде других городов, а просто по рублю – за всё здание-памятник. 1 рубль должен стать стартовой ценой аукциона на право льготной аренды. Таким образом, есть шанс привлечь частных инвесторов и в течение трёх лет отреставрировать памятник, не искажая его исторический облик. На предстоящем культурном Форуме в Санкт-Петербурге в середине декабря мы будем награждать предпринимательское сообщество за уже имеющийся положительный опыт в этой области. Ряд объектов Московской области, Нижнего Новгорода, Казани будет отмечен. Теперь задача распространить положительный опыт на всю страну и реставрировать памятники культуры за частные деньги.

– Вы президент Союза реставраторов России. Какие планы у вашего Союза, какие главные задачи?

– В этом году в сентябре мы провели первый съезд Союза реставраторов России в Казани, где получили поддержку от специалистов из десятков регионов страны. В наших ближайших планах – организация филиалов Союза в 44 субъектах РФ. Мы ведём активную работу по внесению реставрационной деятельности в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, чтобы наша профессия была утверждена юридически. Мы планируем внести поправки в ФЗ – 73 и Градостроительный кодекс, с целью облегчения процедуры согласования документов.

От лица Союза реставраторов России мы теперь можем выступать с инициативой в Министерство культуры РФ на награждение коллег-реставраторов почётными званиями. Знаковым событием в следующем году для всей отрасли станет инициатива учреждения ежегодной премии Союза реставраторов, лауреаты которой будут отбираться на конкурсной основе. В ближайших планах также организация издательской деятельности: совместно с Министерством культуры планируется запуск отраслевого медиа-портала, в котором наш Союз будет вести свой раздел.