Почувствовать руку автора и укротить капризный грунт: студенты-реставраторы приступили к практике на иконах Спасо-Прилуцкого монастыря

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Почувствовать руку автора и укротить капризный грунт: студенты-реставраторы приступили к практике на иконах Спасо-Прилуцкого монастыря

ДАТА
22 июля 2022

XXI выездная школа реставрации открылась в Вологде 18 июля. Образовательная программа посвящена иконам Русского Севера. Школу проводят Союз реставраторов России и региональное отделение СРР при поддержке Вологодской митрополии.

Из 14 заявок на участие в программе были отобраны шесть. В Вологду приехали самые мотивированные студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Котласа и Суздаля. Под руководством художника-реставратора высшей категории Ольги Соколовой участники применяют щадящие методы восстановления на 9 иконах из древлехранилища Спасо-Прилуцкого монастыря. Объекты датируются разным временем: от XVIII до XIX веков. Степень сохранности также различна. Многие из икон нуждаются в выполнении полного комплекса реставрации.

В течение 10 дней ученикам школы предстоит провести противоаварийные работы, которые включают укрепление грунта и красочного слоя, дезинфекцию. Освоят они и более сложные процессы: взятие проб, раскрытие олифных пленок (олифа – вещество на основе растительных масел, которым покрывают иконы), пробные раскрытия на снятие записи (изображение, нанесенное поверх предыдущего). После реставрации иконы вернутся в храмы.

«Иногда нужно не просто изучить икону, но почувствовать ее, «увидеть», как автор ее писал. Между реставратором и духовным образом возникает невидимая связь, благодаря которой ты понимаешь, как сохранить подлинную живопись. Важно не испортить икону современными тонировками, лучше выявить слой авторской живописи, закрепить и законсервировать ее», – обращает внимание научный руководитель школы Ольга Соколова.

На работу студентов благословил митрополит Вологодский и Кирилловский Савва. Владыка напутствовал реставраторов: «Икону нужно в первую очередь рассматривать как святыню, перед которой молилось не одно поколение людей. Преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский возносили свои молитвы перед этими образами. Благоговейное отношение реставратора к святыне было бы правильным. Рассматривать икону нужно не как объект культуры, а как объект почитания многими верующими, тогда будет успех и в реставрационном деле».

Сами студенты сравнивают свой труд с врачебным делом. Для них иконы – это пациенты, которые нуждаются в помощи. Работают реставраторы в перчатках и белых халатах. А главный принцип в их труде, как и у медиков, – не навреди.

Перед началом работ на каждую икону составляется паспорт-описание, объект фотографируют с разных ракурсов, проводятся научные исследования.

При помощи увеличительных приборов и света ребята делают пробный осмотр. «Например, ультрафиолет помогает изучить поверхность – лак, красочный слой; выявить, есть ли записи или нет. Углубленно смотреть нужно при другом освещении – инфракрасном. Также применяется рентген, он позволяет увидеть состояние самой доски. Бывает, что внешне она выглядит хорошо, а внутри – труха», – объясняет студентка художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Елизавета Петрищева.

Каждый из учеников школы выбрал для работы свою икону, а некоторые несколько. Магистрантка академии им. А. Л. Штиглица Анастасия Гаврилова приехала в Вологду за «трудностями». Девушка хочет обогатить свой опыт сложными случаями. Анастасия выросла в музейной среде, со школы была знакома с реставраторами родного Великого Новгорода, а в деле сохранения памятников начала практиковаться еще в 10 классе.

«Летом училась в школе при Центре реставрации монументальной живописи. После 11 класса поступила на реставаратора декоративно-прикладного искусства, но поняла, что это не мое. И в магистратуру пошла, чтобы сменить профиль, также и потому, что у меня появился заказ на реставрацию иконы. Мне очень нравится то, с чем я сейчас работаю», – рассказывает студентка.

Анастасия выбрала необычный объект для практики – выносной крест XVIII века, на котором изображены страсти Христовы и орудия страстей. Грунт на нем «капризный», отмечает молодой специалист. «Грунт здесь на основе гипса. Если его укреплять не по методике, он может стать жидким. С грунтом на гипсе гораздо сложнее работать, но этот опыт мне и нужен», – говорит девушка.

Впереди у студентов – дни учебы и практики. Выездная школа реставрации завершится 28 июля.