Искусство реставрации: наследие Льва Давида

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Искусство реставрации: наследие Льва Давида

«Что сегодня вы сделали для вечности?» - так в шутку, а, может быть, и всерьез, спрашивал своих молодых коллег Лев Артурович Давид, выдающийся русский архитектор и реставратор.

ДАТА
25 апреля 2016

Этот вопрос пережил его самого, равно как и сокровища русского зодчества, восстановлению которых он посвятил свою жизнь. Сегодня коллеги и ученики Льва Артуровича продолжают его дело, задавая себе тот самый вопрос. Их ответом великому мастеру стала ежегодная конференция «Давидовские чтения».


Лев Давид
Лев Давид
Фото: luved.ru


Конференция «Давидовские чтения» состоялась 13 - 14 апреля в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Министерства культуры РФ при поддержке Союза реставраторов и была приурочена к семидесятилетию ЮНЕСКО. Тема конференции: «Российское архитектурное наследие как часть мировой культуры».

Это дань памяти и уважения известному архитектору и реставратору французско-русского происхождения Льву (Леону) Артуровичу Давиду.

Конференция «Давидовские чтения»

Фото: Николай Третьяк

Он окончил художественно-оформительский факультет ВГИКа, аспирантуру Академии архитектуры СССР, и прошел путь от мойщика изразцов в Историческом музее до главного архитектора. Многие годы Лев Давид руководил Проектной мастерской в Андроникове монастыре.

Среди его наиболее заметных реставрационных работ - Спасский собор Андроникова монастыря, церковь Трифона в Напрудном, церковь Антипия на Колымажном дворе, Зачатия Анны в Зарядье, Никиты за Яузой, Николы на Студенцах, Рождества в Старом Симонове, Федора Студита, колокольня Знаменского монастыря в Зарядье, а также церковь Вознесения в Ростове Великом. Давид никогда не рассматривал русскую архитектуру как нечто отдельное, справедливо считая ее частью мировой культуры.

Конференция «Давидовские чтения»

Фото: Николай Третьяк

Архитекторы-реставраторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Костромы рассказывали на конференции о русской архитектуре первой половины XII века, о Никольской башне Московского Кремля и пожаре 1701 года, о самобытности деревянной архитектуры Русского Севера XVI - XVIII веков, об одном из древнейших соборов Великого Новгорода, о храмовом и усадебном зодчестве.

«Давидовские чтения» прошли в тринадцатый раз, они стали общероссийской площадкой для живого профессионального обсуждения наиболее актуальных вопросов реставрации и сохранения культурного наследия. В основном доклады касались практических проблем реставрации, методических реставрационных проблем и историко-культурных исследований. Статьи на основе этих докладов планируется опубликовать в очередном сборнике «Реставрация и исследования памятников культуры”.

Конференция «Давидовские чтения»

Фото: Николай Третьяк

Особое внимание было уделено законотворческим вопросам реставрации памятников.

“У нас появились Стратегия развития культуры, государственные основы культурной политики, -отметил Сергей Куликов, главный архитектор ЦНРПМ. – Каждый раз, листая государственные программы, неизменно находишь разделы, где говорится о создании комфортной среды путем сохранения объектов культурного наследия. Но это должны быть не декларации, а конкретные механизмы. Конституция РФ обязывает хранить памятники, закон гарантирует их сохранение. И властям следует реализовывать эти гарантии».

Участники конференции познакомились с такими уникальными темами, как «Русская архитектура первой половины XVII век: период адаптации новых элементов готики и ренессанса» (Юлия Тарабарина, Государственный институт искусствовзнания), «Усадьба «Алексино» Барышниковых, заказчиков М. Ф. Казакова и Д. Жилярди» (Елена Васильева, ГМИИ им. А. С. Пушкина), «Ярусная часовня из деревни Притыкино в Костромском музее деревянного зодчества – опыт реставрации и исследования» (Сергей Пиляк, ОГБУК).

«Давидовские чтения» получились чрезвычайно интересными, зал был полон, слушатели после окончания выступлений не расходились, - задавали вопросы, обсуждали доклады. Среди докладов были интереснейшие открытия, например, «Исследования Успенского собора в Звенигороде в ходе проведения реставрационных работ 2010-2015 гг.» (Георгий Евдокимов, ЦНРПМ). Это собор конца XIV- начала XV века. До нас дошло очень мало памятников той эпохи, и каждый из них – буквально на вес золота. На основе реставрации этого памятника нам удалось получить уникальную информацию, которую давно ждали в профессиональном сообществе», - так прокомментировала выступление Георгия Евдокимова Татьяна Вятчанина, начальник научного отдела ЦНРПМ.

Успенский Собор, Звенигород. Фото: photosight.ru

Уникальность архитектурного решения Успенского собора, древнейшего из цельно сохранившихся сооружений Московии: в объединении владимирской и московской традиций: в нем есть как элементы, взятые из владимиро-суздальского зодчества, которые отсутствуют в других московских памятниках, так и новые приемы, отработанные московскими строителями, вероятно, на несохранившихся до нас храмах.

Успенский собор – храм небольшого размера, поэтому главной задачей зодчих была задача «обмануть» его посетителей, создать иллюзию большого сооружения. Для этого они нарушают традиционную симметричность крестово-купольного храма: увеличивают алтарь, расширяя апсиды, а вместе с этим увеличивают и пространство для молящихся, сдвигая к востоку внутренние восточные столпы, а также и главу.

Другая особенность собора – приподнятость храма на высоком цоколе (около 1,5 метров) – будет взята на вооружение во всех последующих московских храмах. В-третьих, важно упомянуть перспективные сокращения (утончения) многих элементов здания: основного куба храма, апсид, барабана, что создает иллюзию большей высоты здания. И, пожалуй, главной особенностью архитектуры Успенского собора является изощренное мастерство и тщательность каменотесной техники невероятно высокого уровня.

Говоря о памятниках культуры России, как части мирового наследия, Сергей Куликов отметил, что в Европе, практически в каждом городе или поселении, существуют так называемые «исторические центры» - своего рода «архитектурные резервации», где памятники встроены в жизнь современных городов, их состояние внимательно отслеживается представителями власти и реставрационной отрасли.

«Нам необходимо понять, - подчеркнул Сергей Куликов, - что между реставрацией и адаптацией нет противоречий, нужно находить возможности сохранения памятника так, чтобы он имел современный функционал, нужно убеждать заказчика, что это именно то, что ему необходимо. Безусловно, здесь очень многое зависит от профессионализма человека, который этим занимается».