Николай Каменев о профессии и «золотом веке» реставрации

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Николай Каменев о профессии и «золотом веке» реставрации

Николай Каменев о профессии и «золотом веке» реставрации

Реставратор Николай Владимирович Каменев в детстве мечтал поступить во ВГИК и стать кинооператором. Он знаком со многими выдающимися режиссерами, хорошо знает отечественный и зарубежный кинематограф и с ностальгией вспоминает свою любовь к фотографии.

Реставратор Николай Владимирович Каменев в детстве мечтал поступить во ВГИК и стать кинооператором. Он знаком со многими выдающимися режиссерами, хорошо знает отечественный и зарубежный кинематограф и с ностальгией вспоминает свою любовь к фотографии. Но для поступления на операторский факультет требовался многолетний стаж и опыт работы помощником режиссера. Поэтому c юношеской мечтой пришлось расстаться, но сегодня он не жалеет об этом. В жизни каждого человека много этапов становления, и когда рядом есть хороший наставник с выбором определиться значительно легче. Родители будущего реставратора мечтали, чтобы их сын стал архитектором. Благодаря их напутствиям молодой человек не только получил блестящее архитектурное образование в МАРХИ,  но и искренне полюбил эту профессию. Шестидесятые годы считаются началом «золотого века» советской реставрации. Еще будучи студентом, он понял как важно для России сохранить богатейшее культурное наследие, которое постепенно уходило в небытие. Ростов Великий стал тем городом, в котором Каменев увидел свое будущее предназначение в реставрации. Его поразило и до сих пор поражает с какой скоростью в России исчезают уникальные архитектурные памятники. Сегодня, по разным данным, эта цифра варьируется от 300 до 400 памятников в год, которые могли бы стать объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. По заказу Академии наук и Минкультуры СССР он занимался очень важной работой по объектам Смоленской области, полное название которой «Подготовка материалов к  Своду памятников истории и культуры народов СССР».  Благодаря этому труду многие исторические памятники, часть богатого культурного наследия нашей страны, сохранились по сей день.  

В реставрации очень важен опыт, который передается от старшего поколения мастеров более молодым. По мнению Николая Владимировича, в этом сегодня заключается главная роль Союза реставраторов России, проектных реставрационных мастерских и учебных заведений. За годы работы в реставрации Каменев совершил много уникальных экспедиций в удивительные уголки России. Он старался успеть все, спал иногда по два-три часа, делал за несколько месяцев то, что у других заняло бы годы. Ведь именно после Второй мировой войны руководство страны всерьез задумалось о том как важно восстановить то, что было разрушено захватчиками, сохранить русские усадьбы и церкви.

Уникальную архитектуру Русского Севера Каменев полюбил еще в молодости. Красивейшие города России Вологда, Кириллов, Великий Устюг стали для реставратора источником бесконечного вдохновения и любви к своей работе. Работы по восстановлению Кирилло-Белозерского монастыря, второго по величине после Троице-Сергиевой Лавры, заслужили премию «Золотое сечение» в 2003 году.

Свои навыки, опыт и веру в будущее профессии Каменев готов передать сегодняшним студентам. Он считает, что это огромное счастье каждое утро просыпаться полным новых идей, и иметь возможность воплотить их. Реставратор считает, что он очень многое в жизни не успел. В начале 80-х годов прошлого века Николая Каменева пригласили организовать экспедицию на территории от Вологды до Каргополя. Проект Министерства водного хозяйства «Переброска части стока северных рек в бассейн реки Волга», одобренный Политбюро ЦК КПСС, мог иметь отрицательные последствия не только для уникальной природы Севера, но и для многих памятников архитектуры. Каменев занимался выявлением и фиксацией всех сохранившихся в тех местах объектов культуры.  Результатом стали шесть томов описаний, фотографий и расчетов, в которых говорилось о неизбежной гибели 600 памятников культуры. Сегодня ему бы очень хотелось издать этот труд, оригинал которого он в свое время отправил А.И. Солженицыну.

Как выпускник МАРХИ, Николай Владимирович не забывает свой любимый институт. Он там часто бывает, общается со студентами. «Если мне предложат заняться подготовкой молодых реставраторов, я готов все бросить и посвятить себя этому», - делится своими планами Николай Владимирович. Неслучайно, что Председатель Союза реставраторов Вячеслав Фатин доверил Николаю Владимировичу кадровую политику. Для Каменева очень важно не утратить связь между поколениями. Современную архитектуру он изучал у профессора Б.Г.Бархина, одного из первых советских архитекторов-конструктивистов, а мастерство реставрации осваивал под руководством С.С.Подъяпольского.

Во время последней поездки в Сергиев Посад и Ростов Великий, организованной Союзом реставраторов России для студентов реставрационных училищ, выступление Николая Владимировича на конференции многим студентам запомнилось больше всего. Сегодня он готов делиться секретами своей профессии, как делали это его учителя, и ему очень важно многое успеть. 


Возврат к списку