Мария Правдина о профессиональной этике проекта музейных школ

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Союз в лицах

Мария Правдина о профессиональной этике проекта музейных школ

Мария Правдина о профессиональной этике проекта музейных школ

Союз реставраторов постоянно ищет новые формы партнерского сотрудничества. Помощь малым музеям – это одно из новых направлений деятельности, которое объединяет молодых специалистов, некоммерческие организации, учебные заведения и музейное сообщество.

Мария Правдина, ученый секретарь  Тотемского музейного объединения, куратор проекта «Молодые реставраторы – малым городам» рассказывает о том как муниципальным музеям удается сохранять свои уникальные коллекции.


- Мария Борисовна, Вы долгое время работали в Санкт-Петербурге. Что Вас побудило переехать в Тотьму на Русский Север?

- Я родилась и всю жизнь прожила в Санкт-Петербурге, выпускница кафедры музееведения Санкт-Петербургского института культуры. Работала старшим преподавателем по профильным дисциплинам, а также в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме заведующей секцией учета и хранения музейных предметов. В 2001 году я ездила в Тотьму на стажировку организованную Государственным департаментом США по информатизации музейных библиотек. После этого началась моя дружба и сотрудничество с коллегами из Тотемского музея. В 2012 году мы внедрили в музее Комплексную автоматизированную музейную информационную систему (КАМИС). С 2014 года вместе с нашим директором Алексеем Михайловичем Новоселовым мы начали придумывать совместные проекты чтобы продвигать музей на малой территории. Нашим успехом стал грант Фонда Владимира Потанина на организацию Школы музейного развития. Я переехала в Тотьму и сейчас курирую образовательные проекты нашего музея, систематизирую музейную коллекцию, налаживаю связи с музейным сообществом и другими партнерами.


- Союз реставараторов стал вашим партнером совсем недавно. Насколько перспективно сотрудничество с этой некоммерческой организацией?

- У меня большой опыт работы  с некоммерческими организациями как члена президиума некоммерческого партнерства организации Автоматизации деятельности музеев и информационные технологии (АДИТ). Мы всегда открыты для сотрудничества, потому что в музейном деле важно не только финансирование, но и привлечение экспертов на добровольных началах. И это делается для общего дела сохранения и помощи малым муниципальным музеям. Также мы сами выступаем в качестве консультантов и экспертов. Союз реставраторов в этом году помог нам провести практику под руководством Александра Александровича Козьмина, руководитель мастерской реставрации МГАХИ имени В.И. Сурикова на базе нашего музея.


- Эта школа объединила студентов, преподавателей и ваш музей с какой конечной целью?

- Несмотря на богатейший фонд музея, многие предметы находятся в удручающем состоянии. Музей финиансируется из муниципального бюджета, но этого не хватает даже для минимальной реставрации огромной коллекции сохранившейся с XVII века. В этом регионе со Смутного времени не было войн, и дошедшие до нас коллекции ценностей безусловно достойны изучения, консервации и реставрации. На семь филиалов нашего объединения приходится всего четырнадцать научных сотрудников. Штатные реставраторы не предусмотрены бюджетом, поэтому мы ищем возможности сотрудничества с разными организациями. Нам помогает Вологодский филиала ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, также мы стараемся получать гранты под проекты, и открыли для себя вашу школу реставрации со студентами.

 

- Как бы Вы оценили результаты работы этой школы?

- Нам удалось совместными усилиями придать экспозиционный вид небольшой части предметов темперной и масляной живописи. Меня очень волнует то, что музеи в малых городах часто работают с сотрудниками, которые не включены в музейный контекст. Наш проект Школы музейного развития налаживает связи и оказывает психологическую и информационную поддержку. Очень важно рассказать о том, как восстановить гибнущий на глазах музейный предмет, чтобы он смог дожить до реставрации. Александру Козьмину это удалось сделать с помощью приехавших к нам студентов, хотя в музейной среде и существуют по этому поводу разногласия. Я придерживаюсь мнения, что если ждать профессионального реставратора, то предмет просто может погибнуть. Чтобы достичь понимания между хранителями и реставраторами мы организуем семинары по условиям хранения, минимальным методам консервации, описания терминологии и т.д. Я надеюсь, что он пройдет в ноябре. А пока наша летняя школа показала как сотрудничество с молодыми специалистами позволяет установить баланс между музейным сообществом и реставраторами начинающими свой профессиональный путь. Студенты должны понимать что культура не только в столицах, и моя цель привлечь и научить студентов чувствовать себя соучастниками важного процесса.    


Возврат к списку