Мероприятия

Союз Реставраторов России

Общероссийская общественная
организация, объединяющая профессионалов
в области реставрации

МЕНЮ

Беслан: взгляд реставраторов

ДАТА
28 сентября 2022
Ольга Александровна Соколова

Художник-реставратор высшей категории (Вологда), руководитель научно-образовательного проекта «Память Беслана»

- Нам впервые приходится работать на таком объекте, и во всех смыслах он очень сложен с точки зрения сохранения памяти о трагических событиях. Некоторые работы мы выполняем согласно методическим разработкам, например, в спортивном зале это укрепление верхних уровней кирпичной кладки. В целом все работы направлены на консервацию здания после взрыва и сильных разрушений. Что касается сохранения надписей, то здесь требуется особая деликатность, они сделаны из разных материалов, их приходится закреплять. Мы взяли на себя обязательства за две недели сделать спортивный зал полностью – провести все противоаварийные работы, а в помещениях школы закончить зал и столовую. На нас лежит огромная ответственность сохранить атмосферу этого места – матери не могут забыть своих погибших детей, а для будущих поколений  - это напоминание о том, насколько страшным может быть терроризм. Нас очень радушно принимают, и это очень важно для большого коллектива реставраторов приехавших из разных городов России.

 

Мария Александровна Лисенкова

Инженер-реставратор, заместитель директора «Служба управления объекта всемирного наследия ЮНЕСКО» (Псковская область)

- «Память Беслана» - это полноценный очень сложный проект, участие в котором накладывает большую ответственность на реставратора. Мои практические навыки работы с камнем, штукатуркой  очень пригодились в рамках этой школы. Под руководством Ольги Александровны Соколовой была разработана уникальная методика работы с таким памятником. В классическом понимании по сроку давности школа в Беслане не может быть объектом культурного наследия (объектом культурного наследия по закону Российской Федерации признается памятник старше шестидесяти лет). Поэтому мы сочетаем традиционные реставрационные методики с современными материалами. Памятные надписи выполнены углем, мелом, фломастером, и это требует инновационных подходов к сохранению целостности памятника. Как человек с большим реставрационным опытом, я считаю, что когда сложность переходит в текущую задачу, она превращается в хорошую работу. Должна отметить прекрасную организацию проекта Союзом реставраторов, непосредственное участие принимающей нас стороны, которые создали все необходимые условия для работы в Беслане.


Валерий Карагерги

Руководитель службы техподдержки  и продукт-менеджмента по Северо-Западному Федеральному округу компании Baumit (Санкт-Петербург), инженер-реставратор 2-й категории:

- Главная особенность состоит в том, что с технической точки зрения здание не является древним сооружением. Но с культурной и исторической стороны – это памятник, образ которого нужно сохранить со времен 2004 года. На предварительной рекогнисцировке в сентябре мы поняли насколько не тривиальна поставленная задача - это особый случай, когда очень важно понять как сохранить конструкцию и отделку в том виде, в котором она дожила до сегодняшнего дня. Одна из самых сложных и кропотливых работ – это сохранение красочного слоя с теми памятными надписями, которые оставляли здесь люди в течение восемнадцати лет. До 1 октября мы должны сдать спортзал, в котором техническое состояние штукатурного находится в очень плохом состоянии. Реставраторы используют наши материалы для краевой фиксации и бортового укрепления сохраняемой штукатурки, заделывают локальные трещины в кирпичной кладке в спортзале. В начале были опасения по поводу отношения принимающей стороны к консервации этого памятника. Но мы сразу поняли, что от нас требуется оставить по максимуму все как есть, чтобы вмешательство было практически незаметным. Реставрационные решения разрабатывались уже по месту на основании традиционных реставрационных методик.

 

Михаил Вячеславович Лапочкин

39 лет, реставратор-строитель (Московская область):

-  Я сейчас осваиваю профессию художника-реставратора в колледже «26 КАДР» после получения диплома строителя. Коллеги из училища занимаются восстановлением красочных слоев и сохранением надписей, а мы укрепляем кирпичную кладку на фронтонах и проводим противоаварийные работы. Наверху очень много строительной пыли, которая летит вниз и может мешать восстановлению надписей. Сложности заключаются в том, что за короткие сроки мы должны сделать очень многое. А так как все задействованы одновременно, мы должны работать четко выполняя инструкции нашего руководителя проекта.

 

Полина Жвакина

22 года, Московский государственный строительный университет, специальность реконструкция и реставрация архитектурного наследия:

- Этот объект связан для меня с большой эмоциональной нагрузкой. Те или иные дефекты здания – результат произошедших здесь событий, поэтому реставрация идет одновременно очень аккуратно и быстро. Меня поражает высокий профессонализм моих коллег, которые видят те последствия разрушений, которые очень сложно разглядеть. Как реставратор-проектировщик я разрабатываю концепцию дальнейшего использования, вношу дефекты на картограммы и занимаюсь документацией.

 

Рустам Шарыпов

33 года, начальник отдела по сохранению объектов культурного наследия Томского центра охраны (Томск)

- Вместе с Союзом реставраторов я ездил на выездную школу в Судак. Объект в Беслане очень сложен для любого реставратора, так как постановка задач не стандартна. Консервация надписей из зоны боевых действий – это то, с чем я никогда не сталкивался. Пожалуй, это самая сложная задача для меня. Архитекторы разрабатывают все планы, фасады, развертки, а я в основном нахожусь на стройке. Мне очень нравится базовый уровень участников, студенты старших курсов работают не хуже своих более опытных коллег. Большой объем работы и очень маленькие сроки не позволяют глубоко погружаться а атмосферу этого места. Возможно, эмоции нахлынут позже, а пока мы работаем в жестких рамках выполнения поставленных реставраторам задач.

 

Александра Гуляева

17 лет, студентка колледжа «26 КАДР» (Москва):

- Я самый молодой участник этого проекта, по специализации занимаюсь реставрацией и деревообработкой. Здесь я узнала новые методики и подходы в реставрации по восстановлению красочного слоя. На  практике я сталкивалась только со станковой живописью, а здесь появилась возможность поработать над настенной  живописью под руководством очень опытного художника-реставратора Ольги Александровны Соколовой и моих коллег из колледжа. Работа с настенной живописью мне знакома по теоретической части, самая главная сложность в таком виде реставрации – это усидчивость и кропотливость, а также подбор методики. Процесс занимает много времени, когда попадаются сложные участки. Для меня это прекрасная практика, потому что в дальнейшем я буду заниматься реставрацией монументальной живописи.

 

Алиса Горина

28 лет, художник-реставратор (Санкт-Петербург):

- Мы работаем в одном из классов школы, занимаемся бортовкой штукатурных слоев на стенах и потолке. Объем работ очень большой, стараемся делать все быстро. На днях должны закончить класс и перейти в помещение спортзала. Мы работаем командами, стараемся работать по свои профилям, которые обсуждались перед началом проекта. Нам организовали очень хороший прием, мы обеспечены всеми материалами и прекрасная погода способствует нашему общему делу по восстановлению этого важного и памятного для города места.